ПРИЧИНЫ ТРАГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА ГАМЛЕТА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)
Эпоха Вильяма Шекспира, когда на смену средневековью стали постепенно приходить буржуазные порядки, была наполнена дворцовыми интригами, войнами, сменами династий. Это было время эпохи Возрождения, эпохи культурно-исторического подъема.
В этот период развивались науки, совершались великие открытия, что вселяло в людей веру в безграничные возможности человеческого разума, создавало совершенно новый идеал личности. В то же время в обществе происходила ломка устоявшихся традиций, понятий, всего жизнеустройства. Возрастали тревога и страх перед неизвестным миром, которые обусловили конфликты во взаимоотношениях людей. Трагедии и конфликты возникали не только между людьми,
классами, сословиями, но и в душах. Прогрессивно настроенные личности бросались на активную борьбу за изменение и переустройство жизни. Но они не могли представить себе, чем обернутся их действия, какие проблемы поставит этот новый мир.
Драматичность эпохи, как никто другой, сумел в полной мере отразить в своем творчестве знаменитый трагик всех времен и поколений — Вильям Шекспир. В «Гамлете» он поведал миру о трагедии философского разочарования выдающейся личности в возможности разумно действовать и в одиночку исправить свое время. В этой трагедии писатель подходит вплотную к самым великим, самым жгучим вопросам человеческой жизни и дает на них глубокие ответы.
Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал — гуманистических чувств, т. е. чистой и благородной человечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. Именно в таком столкновении раскрывается перед нами личность и судьба главного героя трагедии «Гамлет».
Гамлет — интеллигентный молодой человек, получивший образование в одном из самых передовых университетов и вобравший в себя все прогрессивные настроения буржуазной молодежи. Юность героя прошла в Виттенберге — средоточии вольных мыслей.
Мы видим перед собой человека, которого переполняют любовь к жизни, вера в силы и возможности человека. Но реальный мир и реальная жизнь далеки от его возвышенного идеала. «Ничтожным, плоским и тупым» увидел герой окружающий мир, когда вернулся после обучения в университете в родные края.
…Как невыполотый сад,
Дай волю травам — зарастет бурьяном.
С такой же безраздельностью весь мир Заполонили грубые начала.
Трагедии и разочарования с этого момента подстерегают Гамлета на каждом шагу: странные обстоятельства смерти отца, неожиданно скорое замужество матери, измена друзей. «Дания — тюрьма», «весь мир — тюрьма», «век вывихнут» — мучительно осознает герой. Его вера в человека как в «венец всего живущего» существенно подкошена: «Мужчины не занимают меня и женщины тоже», — говорит герой. Сама земля кажется ему теперь «бесплодною скалою», а жизнь — бренной и пустой.
Истлевшим Цезарем от стужи Заделывают дом снаружи.
Пред кем весь мир лежал в пыли,
Торчит затычкою в щели.
Вобравший в себя традиции гуманизма, молодой человек решает исправить этот мир, так как чувствует и свою долю ответственности за испорченность света. Однако под силу ли одному человеку, пусть даже такому образованному, умному, решительному, смелому, как Гамлет, «вправить» вывихнутый век? Безусловно, нет! И герой понимает это, но в его сердце живет страстное желание отомстить за смерть отца. Он не может оставить все так как есть, смириться с несправедливостью, злом, обманом. Гамлета не страшит путешествие в «страну, откуда ни один не возвращался», он не желает терпеть «униженья века, неправду угнетателя, вельмож заносчивость… и более всего насмешек недостойных над достойным». Ему не приемлема жизнь в борьбе с собственной совестью, которую ведут Клавдий, Полоний и Гертруда. В его мучительных терзаниях побеждает стремление к истине, справедливости:
О, мысль моя, отныне будь в крови.
Живи грозой иль вовсе не живи!
К тому же все вокруг «торопит ускорить месть», ведь «что значит человек, когда его заветные желанья — еда да сон?..». Но вместе с тем Гамлет понимает, что смерть одного ничтожного человека не решит проблему всего света. Порок уже принял вселенские, глобальные масштабы, он завладел душами даже чистых и прекрасных в прошлом людей. Глубокие противоречия между стремлением шекспировского героя к заветной цели и сознанием собственного бессилия составляют основу его душевной трагедии.
Эта трагедия усугубляется еще и тем, что Гамлет осознает свое одиночество на пути к цели. Ни в ком из окружающих не находит он поддержки и понимания — даже в своей любимой Офелии. Герой чувствует, как весь мир рушится вокруг него. Его сердце «пышет злобой», он со стыдом смотрит
На двадцать тысяч обреченных,
Готовых лечь в могилу, как в постель,
За обладанье спорною полоской…
Видя великие масштабы зла и порока, чувствуя, что не сможет выполнить своего высокого предназначения, Гамлет принимает решение расстаться с жизнью. Решая проблему «быть или не быть», герой Шекспира делает выбор в пользу «не быть». И это осознанный шаг, серьезный выбор, а не безрассудство.
В своем гениальном произведении Вильям Шекспир показывает нам, что силы, способные противостоять злу, существуют в обществе. Это — народ. Он готов к борьбе и нуждается лишь в вожде, который объединит и укрепит эту силу, направив ее по верному пути. Но трагедия Гамлета еще и в том, что он не понимал «толпы». Он не видел этой силы, потому что не в том направлении устремлял свой взгляд. Трагедия Гамлета — в принадлежности к высшему свету, который не воспринимал всерьез народные массы. Герой искал поддержки в обществе, которое хотел изменить, — и, конечно, не находил. Потому что это общество чувствовало себя вполне комфортно в существующих, веками сложившихся условиях. Но трагедия шекспировского героя — это не только его личная трагедия, это трагедия историческая, которая была характерна для эпохи Возрождения в целом.
По глубокому убеждению Шекспира, участь каждого человека является результатом взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств. В своих произведениях он показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных сил, к каким трагическим последствиям приводят попытки в одиночку исправить мир, каким губительным может оказаться влияние общества, среды, принадлежность к тому или иному сословию.