ПРОТИВОРЕЧИЯ ПЕТРА I МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
Когда Петр Первый пришел к власти, он уже прекрасно понимал, что Россия нуждается в серьезных переменах, чтобы выйти из глубочайшего застоя.
В таком состоянии страна не могла рассчитывать на серьезные политические и экономические перспективы. Будучи огромной и богатейшей державой, Россия не умела распоряжаться своими ресурсами. Опытные и поднаторевшие европейцы фактически разоряли государство: «Немцы всем завладели… мы-де сделаем так, что московские купчишки у нас на правеже настоятся за долги, да и впредь заставим их, то есть нас, московских, торговать одними лаптями». Так говорили купцы и были правы, но забывали, что для их спасения и процветания необходимо овладеть всеми правилами торговли. И, в первую очередь, навыком захвата рынка.
Проблемы были, естественно, не только в экономической сфере. Стрельцы и иррегулярное дворянское ополчение были крупной, но совершенно неправильно организованной силой. Неудачные походы Голицына в Крым ярко это продемонстрировали. Стоит вспомнить, что огромная Россия опасалась небольшой Швеции! Когда знаменитые Преображенский и Семеновский полки были всего-навсего потешными батальонами, Голицын признал их качественное превосходство над существующими российскими войсками. И будущий царь видел путь к исправлению положения — необходимо учить людей военному делу.
В таком же состоянии было и флотоводство. У страны, имеющей выходы к морю, не было ни кораблей, ни мастеров по их строительству.
Все эти проблемы возникли из-за кризиса правящей верхушки государства. Фактически царская власть стала неэффективной из-за инертности боярства, которое богатело вследствие обнищания нижних слоев общества, боялось и не хотело каких-либо перемен. Образно говоря, Россия медленно угасала, накрытая высокой боярской шапкой.
Самое страшное, что даже после смерти царя Федора Алексеевича, в начале правления Софьи, ставшей реальной главой государства при двух малолетних царях, когда разразился стрелецкий бунт, в стране ничего не изменилось.
Именно поэтому Петр Алексеевич, взяв государственную власть в свои руки, предпринял кардинальные реформы. Но проводя преобразования, необходимо было иметь для себя пример.
Россия находилась на стыке двух совершенно различных менталитетов — восточного и западного. Исторически сложилось так, что Россия была ближе Востоку. Но Восток (та же Турция) значительно проигрывал стремительно развивавшемуся Западу во многих отношениях. Отсюда сам собой напрашивался вывод: страну нужно ориентировать на Европу.
Существенным препятствием на пути таких преобразований являлась исконная российская неприязнь к «немцам». Ведь даже опрятная и преуспевающая немецкая Кукуева слобода для среднего москвича была настоящим пугалом. Так что Петр Алексеевич никак не мог рассчитывать на безболезненное внедрение западных обычаев.
Петр, истинно русский человек, разумеется, понимал, что самым лучшим вариантом было бы неспешное, с оглядкой, преобразование, но не та у него была натура, чтобы делать все медленно. Однако Петр был царем, и в его распоряжении была вся страна, и он встал на путь быстрых реформ.
Выбор Петром был сделан в пользу Европы. Дальнейшая история страны покажет, что он был прав. Но в начале преобразований полной ясности не было, и для одних царь-реформатор казался просто сумасбродом, а для других — антихристом.
К моменту восшествия на престол Петр успел установить достаточно сильные связи с западными людьми. Благодаря своей дружбе с Францем Лефортом и другими обитателями Кукуевой слободы он смог сделать немало: заложил основы будущей российской армии, постиг некоторые нюансы европейского быта и был готов начать внедрение западных правил в жизнь россиян.
Неудивительно, что воцарение Петра напугало православную церковь, которая, несмотря на свою прогрессивность относительно старообрядчества, все-таки оставалась достаточно рутинной. Это видно из речей патриарха Иоакима: «Град престольный! — безместные чернецы и черницы, попы и дьяконы, бесчинно и неискусно, а также гулящие разные люди, — имя им легион, — подвызав руки и ноги, а иные и злаза завеся и зажмуря, шатаются по улицам, притворным лукавством прося милостыни… Это ли вертоград процветший?.. До того времени не будет порядка и изобилия в стране, покуда произрастают в ней безбожие и гнусные латинские ереси, лютеранские, кальвинские и жидовские… Были третьим Римом, стали вторым Содомом и Гоморрою…» Опасаясь потерять свое привилегированное общественное положение, утратить авторитет, священники пытались апеллировать к Петру, но тот твердо оставался на своих позициях, уступая только в мелочах.
Петр хотел как можно скорее увидеть другую Россию. Его смущали слова англичанина Сиднея: «Россия слишком долго была азиатской страной, у вас боятся европейцев, но для вас нет опаснее врагов, чем вы сами».
По мере укрепления власти Петр все безжалостнее относился к устоям прошлого. Он буквально смешивал их с грязью. Его Всепьянейший Союз — пародия на православную церковь — восславлявший древнегреческих богов, его шумные оргии, пугавшие бояр, были средством устрашения, причинения максимального вреда так называемому «общественному строю».
А между тем он продолжал вершить и государственные дела. Сам ездил за рубеж учиться кораблестроению, заставлял бояр и дворян посылать своих детей постигать разные науки, которым доселе места не было, то есть математику и навигацию, химию и зодчество. Бояре, обливаясь слезами, отпускали в неизвестность своих чад, которым желали такого же будущего, как и себе, то есть жизнь важного государственного мужа с неизменными атрибутами — шубой и горлатной шапкой, а вместе с ними — патриархальную, неспешную жизнь.
Основной чертой Петра Первого была именно его энергия, позволявшая раскачивать рутинное общество, уничтожать застой в стране. Причем главным здесь были не грозные приказы и пламенные речи, а конкретные поступки. И в результате одни были вынуждены следовать примеру государя, а другие позволять глумиться над собой. Когда речь шла о ношении немецкого платья, двор пусть со скрипом, но все-таки покорился царю. А когда Петр, вооружившись бритвой, стал лично брить бороды боярам, то им пришлось терпеть, потому что тяжела была царская рука во гневе.
Энергичный характер не позволял царю довольствоваться чужими знаниями, когда дело касалось ремесел. Участвуя в работе лично, Петр как бы приближал для себя конечный результат. Именно поэтому он с огромным удовольствием стрелял из пушки, пилил доски и забивал гвозди, не искал для себя роскоши в трудных условиях. Такая черта была свойственна скорее европейцу, который привык свое богатство делать сам. Даже в мелочах Петр был больше на стороне Запада, чем Востока.
Спустя некоторое время, когда реформы шли полным ходом, Петр мог проявить демократичность, допуская некоторые поблажки. Например, он обложил хозяйства староверов двойным сбором, но ведь при этом на пятнадцать лет освободил от пошлин с промыслов. В данной ситуации прибыль значительно покрывала побор.
С западной стороной были связаны и его сердечные порывы. Ему, неглупому и деятельному человеку, были куда более по душе не ленивые и недалекие боярские дочки, а неглупые и предприимчивые западные девушки вроде Анны Монс. Она, красивая, умная и хозяйственная, накрепко захватила его сердце. Не помогала никакая ворожба Воробьихи. В делах амурных Евдокия потерпела безнадежное поражение. Дурная слава ходила об этом союзе. Анну Монс считали лютеранской колдуньей и ненавидели.
Так получилось, что во всех делах на стороне Петра оказывалась молодежь. Это неудивительно, так как молодые люди еще не успели закоснеть в своих убеждениях и были более готовы к переменам, чем их, нередко еще не старые, родители, успевшие, однако, прожить жизнь. Неспешно, по-старому, проверенно. Им ли теперь прокладывать новую тропу!
А вот те, кто помоложе, были готовы. Девушки мечтали о том, чтобы бретеры дрались из-за них на дуэлях, старались одеваться и вести беседы, как принято в Европе… Понемногу менялось само сознание людей, что является самым важным моментом в любой реформе. Изменение сознания позволяет закрепить результаты.
Однако полностью изжить в себе азиатскую натуру Петр так и не смог. Этим объясняется дикий характер его некоторых преобразований. Он часто пренебрегал интересами людей, ставя во главу угла государственные дела. И жестокости ему было не занимать, о чем свидетельствуют казни стрельцов и особенно — эпизод с закопанной в землю женщиной, виноватой в убийстве мужа. Царь так и не пощадил ее, велев застрелить.
Пытаясь строить жизнь людей на западный манер, Петр оставался русским, что порождало множество противоречий. Но именно благодаря своей бескомпромиссности Петр Первый достиг цели, сделав Россию истинно значимым государством.