РОЛЬ ДИАЛОГА В НОВЕЛЛЕ ДЖ. ОЛДРИДЖА «ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ»
Диалог — слово греческого происхождения, означает разговор между двумя или несколькими лицами. Диалог широко используется в художественной литературе, особенно в драматических произведениях, где он является основным способом характеристики персонажей. В больших эпических произведениях диалог играет дополнительную роль, как способ более глубокого раскрытия персонажей или развития сюжета. В маленьких эпических произведениях, особенно в новеллах, диалог имеет основное значение. Рассмотрим роль диалога в новелле Дж. Олдриджа «Последний дюйм».
В центре внимания автора новеллы — взаимоотношения двух родных людей, отца и сына, сорокатрехлетнего летчика Бена и десятилетнего мальчика Дэви. Взаимоотношения отца и сына изображаются в развитии, что легко проследить, проанализировав диалоги персонажей.
В начале произведения главенствующая роль в диалогах принадлежит отцу Бену. Он не общается с сыном на равных, а выдает короткие реплики-приказы: «Не плачь! — приказал ему теперь Бен. — Нечего тебе плакать! Подыми голову, слышишь, Дэви! Подыми сейчас же!»; «Сядь прямо!»; «Смотри не подходи к воде!»; «И не кидай камни в воду…»; «Доставай из песка завтрак и приготовь его на брезенте под крылом, где тень. Кинь-ка мне большое полотенце »; « Если тебя стошнит, — сказал Бен, — пригнись пониже к полу, чтобы не запачкать всю кабину»; «Сядь прямо, — сказал он Дэви, — если хочешь научиться, как идти на посадку»; «…Принеси мне два зеленых мешка, которые стоят в Машине, и прикрывай голову. Не хватало еще, чтобы ты получил солнечный удар!» Иногда отец забывает вообще о присутствии сына, о его нуждах и потребностях. Вспомним, к примеру, эпизод, в котором ребенка мучает жажда, а отец вспоминает, что взял с собой только пиво: «Ему претила мысль о том, что десятилетний ребенок будет пить пиво, но делать было нечего. Дэви откупорил бутылку, быстро отпил немножко прохладной горькой жидкости, но проглотил ее с трудом. Покачав головой, он вернул бутылку отцу».
Бен называет множество причин, оправдывая свое равнодушие к сыну, при этом виновным оказывается или кто-то другой, или внешние обстоятельства: сын родился поздно; воспитанием его должна была заниматься мать, ему нужно было заработать больше денег. При этом замалчивается главная причина — неумение и нежелание любить сына и заботиться о нем. Тон разговора Бена резкий, раздраженный, повелительный: «Бен вдруг почувствовал, что разговаривает с мальчиком так, как разговаривал с женой».
Мальчика угнетала резкость отца. Он предпочитал ни о чем не спрашивать, а только внимательно наблюдать: «…вопросов Дэви не задавал. Когда он о чем-нибудь спрашивал отца, голос у него становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа. Мальчик и не пытался продолжать разговор и молча выполнял, что ему приказывали».
Общаясь с сыном, отец не пытается подбирать слова поделикатнее, предпочитая говорить десятилетнему мальчику правду. Например, Бен не распознает страх сына, грубо отвечая на его беспокойные вопросы о том, смогут ли их найти в этой безлюдной пустыне: «Никто не знает, что мы здесь, — сказал Бен. — Мы получили от египтян разрешение лететь в Хургаду; они не знают, что мы залетели так далеко. И не должны знать. Ты это запомни».
Характер диалогов меняется в драматический момент, когда атакованный акулами Бен, истекающий кровью, теряющий сознание, отчаянно борется за жизнь.
Желание во что бы то ни стало выжить вызвано переживанием и заботой о ребенке, ведь никто не найдет маленького мальчика в этой выжженной пустыне. Только сейчас отец позволяет себе употреблять ласковые слова в обращении к сыну: «Молодчина!», «малыш», «сынок», «хороший парень». Бен еще не знал, как найти подход к сыну, но понимал, что это необходимо. Десятилетнему мальчику предстояло выполнить дело чрезвычайно трудное!
Теперь отец не приказывает, а дает советы, обдумывая каждое слово. «В жизни можно сделать все что угодно, Дэви, — произнес он слабым голосом, — если только не надорвешься. Не надрывайся…» Теперь отец говорит еле слышно, а в голосе сына зазвучали нотки протеста и ярости — именно сейчас его раздражала мягкость отца, которой так не хватало ему раньше. Он уже осознал всю трагичность их положения, он уже понял, что сейчас должен быть сильным, от него зависят их жизни — его и отца. Во время страшного экстремального полета, заглушаемые ревом мотора, герои могут только кричать: — Ветер! — кричал мальчик… Бен знал, что приближается последний дюйм и все в руках у мальчика…
Оставалась минута до посадки.
— Шесть дюймов! — кричал он Дэви; язык его словно распух от напряжения и боли, а из глаз текли горячие слезы. — Шесть дюймов, Дэви!.. Стой! Еще рано. Еще рано… — плакал он.
Тяжелое испытание преодолено. Дэви удалось посадить самолет. Вокруг наступила тишина. Тишина, которая резко пришла на смену гулу, шуму, крику, символизирует спокойствие и продолжение жизни: «Ах, какая тишина и какой покой! Он [Бен] слышал их, чувствовал всем своим существом; он вдруг понял, что выживет, — он так боялся умереть и совсем не хотел сдаваться». Общее испытание закалило дух героев, оно открыло им путь к взаимопониманию, взаимоуважению, отец и сын поняли, как горячо любят друг друга.
В новелле Дж. Олдриджа «Последний дюйм» диалог играет очень важную роль, выступая основным способом создания и характеристики образов-персонажей.