РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА
Ранний период творчества А. С. Пушкина характеризуется преобладанием в нем романтических настроений, взглядов, мыслей, чувств. Его
поэма «Руслан и Людмила» открыла путь всей русской литературе к новому периоду, ознаменованному торжеством романтизма. В этом произведении автор ярко и красочно воссоздал дух русской старины, нарисовал величественные образы смелых, сильных, честных людей, напоминающих своим мужеством и силой былинных богатырей. Здесь и Руслан, в описании приключений которого широко использованы былинные мотивы, и романтические фигуры Рогдая и молодого хана Ратмира, и сказочные персонажи, являющиеся олицетворением добра и справедливости, такие как Финн. В своей поэме автор создал также привлекательный женский образ: его Людмила — типичная девушка времен самого Пушкина, кокетливая и несколько легкомысленная, милая и беспечная. Как это принято в романтических произведениях, в «Руслане и Людмиле» присутствуют злые силы, с которыми добро ведет постоянную борьбу. И, конечно, светлое начало жизни традиционно побеждает темное и мрачное. Свободная радость любви и добра одерживает победу над ханжеской моралью. В этой поэме отразились наилучшие достижения пушкинской поэзии раннего периода — использование элегических мотивов, романтические настроения и раздумья о жизни, интерес к русской народности и историческому прошлому, разговорному языку и просторечию. С этой поэмы начался решительный переход к романтизму в творчестве самого поэта.
На его последующие произведения большое влияние оказало знакомство с творчеством Байрона. Наиболее ярко это влияние ощущается в стихотворении «Погасло дневное светило…»:
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман…
Мотив изгнанничества стал особенно близок романтическому миру поэта во время путешествия Пушкина на Кавказ и в Крым. Свою судьбу изгнанника он сравнивает не только с судьбой Байрона, но и с судьбой римского поэта Овидия, сосланного в ссылку императором Августом (стихотворение «К Овидию»). Перед мысленным взором поэта все чаще возникает образ узника, которого зовет на свободу «орел молодой» («Узник»),
Но особенно ярко романтические взгляды Пушкина отразились в его романтических поэмах, написанных в южной ссылке и после нее. Так, героем поэмы «Кавказский пленник» выступает молодой человек, уставший от жизни, презирающий весь мир, стремящийся в общении с природой обрести «утраченную младость». Этот герой сродни самому автору, все больше осознающему несправедливость окружающего мира. Свобода и справедливость — основные идеалы Пушкина. И борьбе за них он готов посвятить всю свою жизнь, готов даже пожертвовать собой, подобно героине поэмы, юной черкешенке, жертвующей собой во имя свободы любимого.
Романтические настроения автора «Кавказского пленника» нашли свое продолжение в неоконченной поэме «Братья-разбойники», повествующей о побеге из тюрьмы двух разбойников. В этом произведении поэт широко использовал народные формы эпической и романтической поэмы. Романтическими чертами наделены характеры двух братьев-разбойников, неразлучных и преданно любящих друг друга. В их характерах — поэзия вольницы и мятежного духа, страстное стремление вырваться из тюрьмы на волю, которое заставляет братьев терпеть страшные муки и даже пойти на смерть.
Но наиболее полно трагедия человека, попавшего в рабство и зависимость, раскрывается в поэме «Бахчисарайский фонтан», сюжет которой был заимствован Пушкиным из предания о любви крымского хана к пленнице и ее трагической гибели. Автор показал столкновение двух выходцев из различных цивилизаций: христианки Марии и крымского мусульманского деспота, хана Гирея. Проблемы, затронутые в поэме, выходят за рамки национальных — это общечеловеческие проблемы: любовь-страсть, ревность, убийство соперницы из ревности, необычные отношения между людьми, чувства этих людей. Как и в других романтических произведениях, в «Бахчисарайском фонтане» Пушкин рисует яркие, своеобразные, сильные характеры: Мария — воплощение внутренней силы, тихой поэзии, красоты; Зарема — символ страсти, буйного порыва, сильного темперамента; Гирей — отражение чрезмерной гордости, царственной воли. Характеры героев романтичны в крайности своих черт. Как и положено романтическим произведениям, сюжет поэмы построен на контрастах, на столкновении противоположностей, на борьбе двух начал. Как и в предыдущих романтических поэмах, здесь много места отводится описаниям живописных картин гаремного быта и крымской природы.
Тему «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана» А. С. Пушкин продолжает в поэме «Цыганы» — последнем произведении романтического периода. Подобно кавказскому пленнику, главный герой бежит из «неволи душных городов», где «просят денег да цепей», где «главы перед идолами клонят», «любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей». Он также разочарован в жизни и потому стремится найти свое счастье вдали от душного мира, в окружении простых свободных людей. В «Цыганах», как и в «Бахчисарайском фонтане», на первый план выходит тема любви, ревности и убийства из ревности. Полюбив цыганку, которая не пожелала ответить ему взаимностью, по своему вольнолюбивому характеру отказалась принадлежать всецело герою, Алеко убивает свою возлюбленную, что характеризует его как человека эгоистичного. «Ты для себя лишь хочешь воли», — говорит ему старый цыган. И словами старика автор, стремящийся к счастью и свободе для всех людей на земле, справедливо укоряет своего героя. В «Цыганах» выраженная еще в «Бахчисарайском фонтане» идея различия культур и их противоречивости, идея социальной обусловленности поведения человека выступает в еще более углубленной и укрупненной форме. Автор показывает иллюзорность и цыганской воли, повествуя о трагической судьбе Земфиры и старика-цыгана:
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны.
В этой поэме намечается постепенное преодоление автором романтической идеализации жизни. Но сильные стороны романтизма — протест против отрицательных сторон действительности, порывы к будущему, к свободе и справедливости, глубокий психологизм и лирический пафос — Пушкин сохранил и пронес через все свое творчество. Преодолевая горечь временных сомнений, он пронес сквозь грозовые штормы своего жестокого века жизнеутверждающие идеи освободительной борьбы, неугасаемый оптимизм, жизнелюбие, идеалы высокой нравственности, истинного человеческого благородства, дружбы и любви. Именно в вольнолюбии, в защите прав человека, в народности, в интернационализме Пушкин прежде всего видел величие своего поэтического труда.