В 1930-е гг. Набоков пишет рассказы, 7 романов, пьесы «Изобретение Вальса» и «Событие». Обобщение психологического опыта — мемуары. Особая страница творчества — работы по истории русской и западной литературы, трехтомные примечания к собственному переводу «Евгения Онегина».
В 1938 г. Набоков переезжает в Париж, в 1940 — в США. Это конец русскоязычного писателя Сирина и рождение англоязычного Набокова. На английском написаны романы «Другие берега», «Лолита», «Пнин», «Ада».
Литература для Набокова была игрой с читателями. Он радикальным образом разошелся с классической традицией русской литературы. В этом плане он художник разрыва и одновременно — художник-новатор. Революция выбила Набокова из колеи. Утрата рая (детства) — это утрата не только социальная, а прежде всего экзистенциальная. Это переход к миру пошлости (самое страшное понятие у Набокова). Но, попадая в мир пошлости, Набоков определяет его не как подлинный мир, а как мир призраков, иллюзий,-Утраченное право на социальный аристократизм Набоков воплотил в аристократизм эстетический.
Метод Набокова — мистификация, игра, пародия, в чем прослеживаются традиции Стерна, Гюго, Эдгара По. Тип героя — непонятый обывателями гений, гонимый, одинокий, страдающий и зачастую глумящийся над толпой. Набоковские герои как бы отражаются друг в друге, отличаясь лишь степенью одиночества.
Набоков — писатель-интеллектуал, превыше всего ставящий игру воображения, ума. Его волнуют проблемы одиночества и свободы; личность и власть, дар и судьба преломляются в стилистической изощренности и виртуозности. Это резко выделяет его из традиционной русской литературы, где форма была подчинена нравственной, «учительской» задаче.
Главной чертой набоковского романа является отсутствие характера в традиционно-реалистическом смысле. Набоков создает не столько характер, сколько манекен, куклу. Герои — исполнители авторской воли, лишенные мотивации и логики поступков.
Набоков утверждал новую, неприемлемую для русской литературы этическую систему, которая основана на принципиальном индивидуализме и пафосе общественного неслужения. Это вело и к разрыву с эстетической традицией русской литературы, влекло к разрушению реалистического характера, к модернизму. Эстетизм стал качеством художественного мира. Он проявился в усложненности стиля, феноменальности метафор. В мире Набокова нет реальности вообще, а есть множество субъективных образов реальности, отсюда и множественность трактовок произведения. Всеми этими эстетическими приемами Набоков предвосхитил постмодернизм.
Дополнительная литература.
Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.
Мулярчик А.С. Русская проза Владимира Набокова. М., 1997.
Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. М., 1995.
Целкова Л.Н. В.В. Набоков в жизни и творчестве. М., 2001.