РУССКАЯ ЖЕНЩИНА В ПОЭЗИИ Н. НЕКРАСОВА
(СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ОБРАЗА РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ)
К образу женщины-матери, подруги, сестры обращались многие русские писатели. Их воображением создано немало прекрасных героинь, но, пожалуй, с такой трепетностью и состраданием, как Н. Некрасов, о русских женщинах не писал никто. Вспоминая поэта, Ф. Достоевский говорит о его «раненом сердце», которое страдало «от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье…». Сам же поэт признался в одном из стихотворений: «…я всю жизнь за женщину страдаю».
Откуда этот страдальческий тон?
Любовь к матери, вынужденной всю жизнь терпеть грубость и невежество своего мужа, безусловно, стала первопричиной для создания галереи женских образов. Замечательный человек с прекрасным образованием, мягкая и добрая по натуре, мать поэта, Елена Александровна, была человеком глубоко несчастным в личной жизни. Лишь дети стали ее отрадой, она без остатка посвятила себя им — читала, играла на фортепиано, пела. Для Некрасова в матери воплотилось все самое лучшее, что было в русских женщинах. «Все, что есть у меня хорошего, — от нее!» — в зрелом возрасте признавался русский поэт.
Елена Александровна умерла в 1840 году, когда Некрасов был юношей. Но память о ней осталась для поэта единственным светлым и радостным воспоминанием на всю последующую жизнь. Именно ей, своей матери, он читал свои первые стихи. Он любил липы в домашнем саду, потому что мать «под их зеленой сенью… бродила каждый день». Он очень долго не расставался со старым изношенным шарфом, некогда связанным матерью перед его отъездом на учебу в Петербург.
Именно она стала воплощением образа Родины, который мы видим в его поэзии, — трагического, униженного, оскорбленного, обманутого в своих лучших чувствах, делах и надеждах:
Доля ты, — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
В стихотворении «Рыцарь на час» поэт у могилы матери мысленно обращается к ее светлому образу:
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
В исповедальном слове поэт говорит, что видит для себя спасение лишь в искренней и беззаветной материнской любви, которая некогда в детстве вложила в него «силу свободную, гордую». Он верит, что мать «жаркой слезою страдания» даже из могилы может смыть в его жизни все «позорные пятна». Он выказывает неоплаченную благодарность матери за то, что «не робеть перед правдой-царицею научила» его музу. Он называет ее «чистейшей любви божеством» и признается, что не страшится ни «друзей сожаления», ни клеветы врагов. Он готов все стерпеть и перенести за единственное «слово прощения» матери.
Вечный и неповторимый образ матери Н. Некрасов запечатлел и в поэме «Мать», над которой работал до последних дней своей жизни.
Яркий отпечаток трагического образа матери находит свое воплощение во всех женских образах Некрасова — в невесте из стихотворения «Гадающей невесте», в Орине из стихотворения «Орина, мать солдатская», в матери из стихотворения «Мать». Идею всех этих произведений выражают строки о матерях, чьих сыновей царский режим отправил на гибель — воевать в Крымской войне. Одни «святые, искренние слезы» видел поэт среди лицемерности и пошлости —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей…
Чтобы показать незавидную долю и горькую участь бесправной русской женщины, поэт создает впечатляющие своей откровенностью и реализмом образы невесты из стихотворения «Свадьба», княгини из стихотворения «Княгиня», «нищеты и несчастия дочь» — проститутки в стихотворении «Убогая и нарядная», старухи в стихотворении «Что думает старуха, когда ей не спится» и других.
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу поклоняться.
И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.
Эти строки из поэмы «Мороз, Красный нос» наиболее точно выражают идейную направленность творчества Н. Некрасова. И нет ничего удивительного, что поэт посвятил произведение сестре Анне. Именно в этой поэме мы находим знаменитые слова, воспевающие «тип величавой славянки» — простых крестьянских женщин:
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
Мне кажется, что эти строки вполне могли бы стать на все времена великим гимном русской женщине.