САТИРА НА ЧИНОВНИЧЬЮ РУСЬ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
Как-то А. С. Пушкин рассказал Н. В. Гоголю о случае, произошедшем в одном из городов Новгородской губернии, где какой-то проезжий выдал себя за чиновника министерства и обобрал под этим предлогом чуть ли не всех городских жителей. Кроме того, однажды сам поэт, будучи в Оренбурге, был принят за секретного ревизора. Эти две истории и стали отправной точкой создания комедии.
«Ревизор» приоткрывает дверцу в мир уездного городка, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», тихая, размеренная жизнь которого в одночасье разрушена «пренеприятнейшим известием»: в город едет ревизор, инкогнито, представляясь частным лицом, с целью осмотреть губернию и особенно уезд.
Провинциальных чиновников во главе с городничим охватывает паника. Необходимо срочно предпринять надлежащие меры, чтобы государственный инспектор, осмотрев подведомственные им заведения, не нашел никаких изъянов.
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский раздает указания.
Попечителю богоугодных заведений Землянике он велит выдать больным чистые колпаки, а также написать название болезни над кроватями пациентов. Есть, правда, в больнице проблемы посерьезнее. Земляника обворовывает больных. Он не хочет тратиться на дорогие лекарства, прикрываясь рассуждениями о том, что человек «если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Но городничему, видимо, нет до преступлений Земляники никакого дела.
Судье Ляпкину-Тяпкину — страстному любителю охоты — он советует снять арапник, который висит «над самым шкапом с бумагами», считая, что держать его там не совсем прилично. Но в то же время городничий с пониманием выслушивает циничные разглагольствования судьи о взятках: «Я говорю всем откровенно, что я беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Вот такое идейное обоснование взяточничества. За подведомственный ему уезд Аммос Федорович совершенно спокоен. Ведь если ревизор и «заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад. Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку — а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда». Похвальное отношение к своим обязанностям!
В довершении всего городничий приказывает чисто вымести ведущую к трактиру улицу, «разметать старый забор и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку». «Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя». На этом его распоряжения исчерпываются, хотя, как мы видим, ни одно из них не содержит ничего существенного. Все усилия направлены на соблюдение внешней благопристойности. «Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов».
При всем этом, городничий далеко не глуп. Наоборот, это хитрый и расчетливый мошенник. «Тридцать лет живу на службе… мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! Нечего и говорить про губернаторов…» За взятку он освободил от рекрутского набора сына купчихи Пантелеевой, отдав вместо него в солдаты не имеющего средств, чтобы откупиться, слесаря. А свое решение городничий объяснил так: слесарь — вор; пусть он еще ничего не украл, но все равно украдет, впрочем, «его и без того на следующий год возьмут в рекруты». Не утруждая себя разбирательством, он приказал высечь унтер-офицерскую жену, заявив затем Хлестакову, что она «сама себя высекла». А свои именины Антон Антонович празднует два раза в год, чтобы дважды принимать подношения от купцов.
Каков городничий — таково и его окружение.
«Простодушный до наивности» почтмейстер Шпекин из любопытства вскрывает все проходящие через его руки письма. И считает, что это «преинтересное чтение… так описываются разные… пассажи… а назидательность какая… лучше, чем в “Московских ведомостях”!»
Смотритель уездных училищ Хлопов — человек столь низкой самооценки, что способен испытать ужас от одного только имени начальника. «Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул».
Помимо чиновников уездного городка, комедия знакомит нас с петербургским чиновником Хлестаковым. Именно этот персонаж стал самым ярким, самым метким образом чиновника николаевской России. Хлестаков «говорит и действует без всякого соображения». Не в состоянии остановиться на одной мысли и, не умея развить ее, молодой человек то и дело перескакивает с предмета на предмет, стремится пустить пыль в глаза, а проще говоря, врет и тут же, забывая прежнюю ложь, громоздит на нее новую, еще более нелепую. Тем не менее, Хлестаков — человек без царя в голове, пустышка, картежник и «чистосердечный» обманщик — казался провинциальным чиновникам генералом, даже генералиссимусом, знатным столичным вельможей, который на короткой ноге чуть ли не с самим царем. И причина этой добровольной слепоты, на мой взгляд, заключается в страхе перед секретными ревизиями и вышестоящим начальством, чинопочитании, взяточничестве и должностных преступлениях, которыми была пронизана современная Гоголю Россия.
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», — так писал о замысле комедии сам писатель. Мне кажется, что Гоголю это удалось. Комедия имела огромный успех. И, как это ни странно, она во многом актуальна и ныне.