СЛУШАЯ ОПЕРУ БОРОДИНА
Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что сулит ей завтра. В его судьбе сплетаются в один узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек — сын времени и сын своей страны, чувство родины всегда неотделимо от чувства истории. В годины лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, стремясь найти в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки современности.
Самое известное и прославленное произведение древнерусской литературы — « Слово о полку Игореве ». Подлинная известность пришла к «Слову…» после того, как оно было опубликовано в 1800 г. И практически одновременно произведение вошло в музыкальное искусство.
Когда я слушаю оперу Бородина «Князь Игорь», то первое, на что обращаю внимание, — ее истинный народный характер. Слушая музыку, я явственно представляю и зловещее затмение, и прощание Игоря с народом, и плач Ярославны. Меняется музыка — и передо мной возникают картины половецких плясок, народное торжество по поводу возвращения Игоря из плена.
Меня заворожила ария князя Игоря — глубокая сосредоточенность чувств в широкой, печально-протяжной мелодии переходит в одушевление порыва, непреклонную волю к свободе.
Половецкие пляски одушевлены неистовством, это движение, которое стремится не к ясной цели, а к хаосу. Сколько здесь пылкости, энергии, игры, опьянения вихрем движения! Это, скорее, движение ради движения, страсть ради страсти.
Но вот звучит дуэт Кончаковны и Владимира — жестокость восточного мира смягчена. Я слышу дыхание мелодий, растворенность в чувстве, гармонию. Это — любовь. Я представляю сына Игоря, Владимира, который женился на дочери Кончака, вернулся на Русь в 1187 году с женой и ребенком и был обвенчан по церковному обряду.
С удовольствием слушая в музыку Бородина, я ясно выделяю две стихии: стихию русской народной жизни и стихию Востока. Я не хочу сказать, что все разделено на части, наоборот, мне кажется, что эти стихи объединяют звуки набата, которые как бы напоминают о том, что все люди — дети человечества, дети одной матери Земли.
Прослушав оперу, я делаю вывод: без прошлого не может быть настоящего и будущего.
Мне хочется назвать «Слово…» увертюрой русской литературы, потому что и «Слово…», и опера помогают мне найти ответы на вечные вопросы: в чем смысл бытия, что такое крепость духа, готовность к подвигу, справедливость, добро, человечность.