ТРАГИЗМ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НОВЕЛЛЫ П. МЕРИМЕ «ТАМАНГО»
В новелле «Таманго» П. Мериме на основе строгого изучения действительности создает романтический мир Африки с ее бурными страстями. Главный герой Таманго — человек больших страстей и необычной трагичной судьбы. Читателя не может не восхитить сила и яркость его переживаний, пламенная любовь к свободе.
Таманго — дитя простодушного отсталого африканского народа. Но врожденный ум, сила духа позволили ему возвыситься над остальными соплеменниками. Естественно, трудно воспринимается тот факт, что свои умения герой направил против своего же народа, подражая в этом белым «цивилизаторам» колоний. Обстоятельства не позволяли ему каким-либо иным способом показать и доказать свое превосходство, и тогда он начинает вести себя как европеец. Вспомним наряд Таманго, в котором «африканский воин считал себя элегантнее самого модного щеголя Парижа или Лондона». Старый голубой мундир, надетый на голое тело, поражал воображение наличием золотых эполет, пристегнутых к одной пуговице и болтавшихся один спереди, другой сзади. Между коротковатым для его роста мундиром и кальсонами из гвинейского хлопка виднелась большая полоса черной кожи, похожая на широкий пояс. Особой гордостью прославленного воина была длинная кавалерийская сабля, подвязанная веревкой, и отличное двуствольное ружье английской работы.
С работорговцем Леду Таманго ведет себя на равных. Леду, напротив, не воспринимает Таманго как человека с равными правами. Наивный африканец в его глазах в первую очередь варвар и живой товар, за который можно выручить не меньше тысячи экю. Чтобы расположить к себе Таманго, капитан дарит ему красивую медную пороховницу, украшенную рельефным изображением Наполеона. Для умного туземца Таманго эта пороховница является таким же сокровищем, как и для отсталого — зеркальце. Дешевая побрякушка, которая должна притупить бдительность и развеять страх.
Торг работорговца-белого и работорговца-негра сопровождается распитием водки, еще одним «благом» высокоразвитой европейской цивилизации. Мы видим, какое разрушительное действие на личность Таманго производит алкоголь. Если Леду сохраняет спокойствие духа, стараясь добиться для себя наиболее выгодных условий сделки, то Таманго быстро сдает свои позиции. За сто шестьдесят рабов африканец выручает «дешевые ткани, порох, кремни, три бочки водки и пятьдесят кое-как отремонтированных ружей». Оставшихся рабов он готов отдать всего за стакан водки за каждого. Получив отказ, свирепеет, убивает женщину, мать троих детей. А потом дарит белому свою жену, которая осмелилась противиться его воле. Удивительно, но люди, ценящие больше всего на свете свободу, обрекают более слабых и беззащитных («глядя на каждого проходившего перед ним невольника мужского или женского пола, капитан… ворчал, что мужчины тщедушны, женщины слишком стары или слишком молоды, и жаловался на вырождение черной расы») на вечную неволю и страдания.
Очевидно, судьба решила показать Таманго все последствия его бессмысленно-жестокого отношения к людям, связанным с ним общими предками, верованиями, традициями, культурой. Проснувшись после попойки, Таманго узнал, что вчера отдал в качестве подарка свою жену Айше. Ошеломленный Таманго тут же бросился выручать жену, но получил отказ: «Дареное назад не отбирают». Коварный капитан Леду избирает для свободолюбивого Таманго невыносимую пытку. Обманом и насилием белый превращает в невольника работорговца-негра: «Проданные им негры весело посмеются, увидев, что он тоже стал невольником. Вот когда они убедятся в том, что есть провидение!»
Похожий на раздраженного льва, сжигаемый жаждой справедливой мести, вождь африканского племени Таманго поднимается до величия в своем гневе против обманувших его белых работорговцев. Обратим внимание, насколько продуманно и ловко он вызывает у своих соплеменников желание разбить сковывающие их оковы. В минуту встречи с Айше Таманго тихонько просит принести ему напильник. Но перед своими товарищами по несчастью он разыгрывает целую комедию. Ночью «он стал бормотать несвязные слова, сопровождая их странными жестами. Постепенно возбуждаясь все больше и больше, он начал испускать крики». А потом сообщил, что дух, которого он заклинал, исполнил его просьбу и дал оружие освобождения. Напильник, возникший из воздуха, произвел неизгладимое впечатление на простых людей. Хитрость Таманго убедила их в правильности принятого решения.
Восстание рабов на корабле закончилось победой над белыми работорговцами, но их ожидало еще одно испытание. Таманго — прекрасный руководитель, способный повести за собой тысячи людей. Но, к сожалению, он не имел ни образования, ни знаний, которые бы помогли ему управлять кораблем. Чудо, которое Таманго произвел некоторое время назад, уже невозможно было повторить: «Таманго долго смотрел на компас, шевеля губами, как будто он читал начертанные на нем знаки; затем поднес руку ко лбу и принял задумчивый вид человека, мысленно что-то вычисляющего… Наконец с тем смешанным чувством страха и уверенности, которое порождается невежеством, он резко повернул рулевое колесо». Последствия этого шага оказались плачевными: корабль накренился настолько круто, что многие или не удержали равновесия, или упали за борт. В очередной раз Таманго должен противостоять разъяренной массе людей, которыми руководствует страх. Теперь он заботится только о себе и жене.
Палуба корабля наполнена страданиями и ужасом смерти: «Плакать, кричать, рвать на себе волосы, потом напиться и заснуть — вот все, что им оставалось в жизни».
Некоторое время спустя английский фрегат «Беллона» обнаружил судно, покинутое своим экипажем. На корабле нашли только мертвую негритянку и исхудавшего негра, похожего на мумию. Таманго единственный выдержал столь грозное испытание, но желание жить утратил навсегда. Он получил свободу, но распорядиться ею уже не мог и не хотел. Таманго обладал всеми качествами человека, который в цивилизованном обществе достиг бы успеха. Трагизм главного героя новеллы и состоит, на мой взгляд, именно в том, что он не сумел ими воспользоваться: он родился не в том месте и не в то время.