УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕЛИЧИЯ РАЗУМА И ТВОРЧЕСТВА В ТРАГЕДИИ «ФАУСТ»
Творчество И. В. Гете открывает собой новую страницу в истории мировой классической литературы. В его произведениях отразились нравственные искания целой эпохи. Эти произведения овеяны идеями борьбы с предрассудками, с варварством и тиранией, наполнены сомнениями, отрицанием и глубокой верой в торжество человеческого разума и творческой мысли.
Главной целью его героев, как и целью самого писателя, было не только познание окружающего мира, но и поиски путей воздействия на него. «Я охотно вникаю в жизнь и культуру иноземных народов», — писал Гете, сознавая, что для того, чтобы воздействовать на окружающий мир, необходимо знать, как он устроен, видеть и различать все его грани.
В своих произведениях поэт бросал смелый вызов миру насилия и несправедливости, невежества и бездеятельности, низкой культуры и мелочных интересов.
Одним из величайших произведений выдающегося немецкого писателя стала философская драма «Фауст», в которой автор показывает всю глубину столкновения идей, мнений, принципов, раскрывает сущность противоречий между добром и злом, между разумом и невежеством, творчеством и духовной пустотой. Легенда о Фаусте еще в ранние годы привлекла внимание Гете. Она отражала веру писателя в человека, в силу и величие его мысли.
Поэт всегда был уверен в высоком предназначении человеческой жизни. Он искренне считал, что
…чистая душа в своем исканье смутном Сознаньем истины полна.
На протяжении всего произведения автор утверждает стремление человека к познанию мира, его тягу к знаниям, к наукам. Причем истинную науку, позволяющую человечеству развиваться, двигаться вперед, он противопоставляет мертвой науке, носителем которой выступает Вагнер.
Главным героем произведения, олицетворяющим собой силу человеческого разума, величие идей, стремление к познанию истины, является доктор Фауст. Он мечтает познать жизнь во всей ее красоте и многообразии и для этого готов стремиться вперед, узнавая все больше и больше об окружающем мире. И руководит им в этом пути, «подталкивает» его к движению и поиску Мефистофель, олицетворяющий собой злое начало, дух сомнения, отрицания, скептицизма. Сомневаясь в высоком предназначении человека, стремясь показать низменность и ничтожность его души, Мефистофель лишь разжигает в герое огонь стремления к истине. Ведь только через сомнения и преодоление противоречий можно открыть для себя правду.
В душе Фауста постоянно происходит столкновение веры и сомнения, душевного порыва и холодного рассудка.
Путь героя к истине, к живому знанию оказывается сложным. Перед ним постоянно возникают преграды. Мефистофель все время старается сбить Фауста с намеченного пути, прельстить его сомнительными удовольствиями и мелкими радостями.
Но ради высокой цели, ради овладения истинным знанием герой Гете готов преодолевать любые препятствия, соблазны и сомнения.
Однако Фаустом движет не только стремление к изучению уже существующих наук. Он ничего не согласен принимать на веру.
В этом проявляется творческий склад ума и критическое отношение к непреложным фактам и истинам. Стремясь донести полученные им знания до людей, Фауст хочет перевести на родной язык Евангелие — одну из самых популярных и важных книг. Но им овладевают сомнения, он видит в великой книге противоречие своим убеждениям, полученным в результате жизненного опыта и изучения окружающего мира, его закономерностей, развития, истории. «В начале было Слово, и слово было Бог», — говорится в Библии. Но герой Гете возражает: «Я слово не могу так высоко ценить». «Деяние — начало бытия», — утверждает Фауст и вносит свои изменения в веками существующий документ. В этом — весь смысл образа Фауста, которому, по словам Н. Г. Чернышевского, «…нужна истина более глубокая, жизнь более полная». А полнота жизни достигается только движением вперед, деятельностью.
Фауст дает клятву никогда не поддаваться соблазну покоя и довольства:
Когда на ложе сна, в довольстве и покое,
Я упаду, тогда настал мой срок!
Когда ты льстить мне лживо станешь И буду я собой доволен сам,
Восторгом чувственным когда меня обманешь, Тогда — конец!
Возвеличивая в своем произведении тягу человека к творчеству, автор стремится показать это явление со всех сторон, раскрыть его противоречия.
Настоящему полету мысли он противопоставляет бессмысленное творчество, создание вещей, не отвечающих насущным, истинным потребностям человечества, не несущих в себе никакой смысловой нагрузки. Процесс современного освоения мира, новые открытия и достижения поэт рисует, широко используя культуру и образы прошлого.
Так, образ Матерей является у него связующим звеном между различными историческими эпохами, различными этапами в судьбе героя. Образ Гомункулуса символизирует неполноценность теоретической мысли, оторванной от объективного хода истории. Образ Эвфориона отражает нежизнеспособность творчества, когда оно полагается лишь на самое себя.
Таким образом, Гете переосмыслил и обогатил содержание древней легенды, наполнив ее совершенно новым значением, новым идейным звучанием.
Вместо легендарной фигуры ученого и чернокнижника доктора Фауста, которому приписывались многочисленные невероятные чудеса, творимые с помощью дьявола, писатель создал образ, современного ему мыслителя, обладающего критическим умом, стремлением к обогащению своего разума и духовного мира, к постижению истины, к всестороннему познанию окружающего мира.
При этом он также берет в свои союзники темные силы, которые, однако, наделяются автором совершенно новым смыслом и новым звучанием. Они становятся проводниками героя на пути познания. Они, с помощью циничных замечаний и скептических утверждений, побуждают Фауста к более широкому и глубокому изучению действительности. Играя на чувствах и страстях героя, они открывают ему путь к самосовершенствованию.
Образ Фауста, созданный Гете, вошел в мировую культуру как один из «вечных образов». В этом образе отразилось стремление самого автора к духовному возрождению, к совершенству разума и души. Этот мотив прослеживается в его жизнеутверждающем воспоминании о юности, о ранних творческих поисках, о первой любви и дружбе.
Своим произведением поэт надеялся пробудить в людях стремление к совершенству, помочь формированию поколения, исполненного мужества, достоинства, силы духа и жажды деятельности, убедить в необходимости, в ценности истинного знания, в значении созидательного труда и творчества для полноценного, всестороннего развития личности.
Не случайно Шеллинг, говоря о драме Гете «Фауст», утверждал: «Блестящий ум, соединяющий глубокомыслие философа с силой незаурядного поэта, дал нам в этой поэме свежий источник знания, достаточный сам по себе, чтобы омолодить науку нашего времени, вдохнуть в нее свежесть новой жизни…»