ВЫСМЕИВАНИЕ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»
М. Горький довольно точно охарактеризовал значение рассказов А. П. Чехова: «В каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца… Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины».
А. П. Чехов тонко чувствовал противоречия действительности. В рассказе «Хамелеон» он поднимает один из таких противоречивых вопросов: почему право распоряжаться чужими судьбами в обществе принадлежит таким никчемным личностям, как этот хамелеон, полицейский надзиратель Очумелов? Резко обличает писатель пороки и недостатки Очумелова и подобных ему людей.
В природе хамелеон — это животное, которое меняет цвет кожи, приспосабливаясь к окраске окружающих предметов. Так и Очумелов: он научился приспосабливаться или менять свое мнение в зависимости от того, кому на данный момент ему выгоднее угодить.
Очумелов, став невольным свидетелем разыгравшейся на базарной площади сцены, принимает решение установить порядок и спокойствие. Эту задачу он решает своеобразным способом. Его мысли и слова противоречивы. «Хамелеон» принимает решения и совершает поступки, руководствуясь единым принципом — не навредить себе. При этом его не волнует ни судьба несчастного испуганного пса, ни судьба золотых дел мастера Хрюкина.
Очумелов полон решимости покарать бессовестных хозяев, оставляющих собак без надлежащего надзора. Разговаривает с подчиненными строго, кашляя и шевеля бровями. В его поведении чувствуется неуверенность. С одной стороны, он хочет доказать, что является представителем власти. Окружающие должны подобострастно внимать его разумным речам. А с другой — проявляет нерешительность и неспособность принять правильное решение. Узнавая все новые и новые подробности дела, Очумелов все более и более запутывается. То он приказывает собаку истребить, то называет ее «нежной тварью». Сначала он уверен, что собака укусила Хрюкина, поэтому считает необходимым наказать и хозяев, и пса. Но когда высказывается предположение, что собака может принадлежать самому генералу Жигалову, Очумелова охватывают сомнения. Еще несколько раз меняет свое решение «хамелеон», причем не ради торжества справедливости, а чтобы угодить начальству. Особенно жалок последний монолог Очумелова, полный покорности и повиновения: «Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад…» Очумелов называет пса такими ласковыми словами, каких тот, возможно, не слышал в своей жизни: собачка, собачонка, шустрая такая, шельма, цуцик этакий.
Не вызывает уважения городовой Елдырин. Городовой полностью подчинен власти «хамелеона» Очумелова. Он приспособился к поразительной неустойчивости своего начальника. Готов беспрекословно выполнять все его распоряжения: снять пальто, потому что жарко; надеть пальто, потому что ветром подуло. Елдырина не возмущает бессмысленность поручений и решений начальника, его грубость. Именно благодаря таким елдыриным очумеловы само утверждаются и еще более уверуют в свою силу и состоятельность.
Не лишен недостатков и золотых дел мастер Хрюкин. Окровавленный палец вводит в заблуждение свидетелей произошедшего. В поведении этого персонажа чувствуется лживость и непорядочность. Он постоянно твердит о справедливости закона, при этом бессовестно лжет, утверждая, что не трогал собаку: «Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец». То есть он считает, что всякого можно обидеть, кто не может за себя постоять.
Рассказ А. П. Чехова воспитывает культуру человеческих чувств. Воспитанный человек должен испытывать отвращение к подлости и грубости, хамству и подхалимству и, наоборот, должен уважать достоинство окружающих его