«Несвоевременные мысли»
Заметки, собранные под названием «Несвоевременные мысли», публиковались в газете «Новая жизнь» в 1917-1918 гг., за что газета была арестована. Эти заметки представляют по жанру философско-публицистические эссе «о революции и культуре». «Несвоевременные мысли» — живой документ трагического времени. Писатель понимал революцию не только как политический переворот, но и как культурную перспективу. Только в культуре он видел примирение двух душ (азиатской и славянской) в русском человеке. Но Горький видит разрушение культуры революцией, отсюда пессимизм, безысходность. «Если революция неспособна тотчас развить в стране напряженное культурное строительство, — тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смысла, а мы — народ, неспособный к жизни».
Горький возмущается той практикой, которой представлена революция. Насилие, грабежи, убийства вызывают протест писателя. Особенно он негодует по поводу лозунга революции «Грабь награбленное». «Грабят — изумительно, артистично: нет сомнения, что об этом процессе самоограбления России история будет рассказывать с величайшим пафосом. Грабят и продают церкви, военные музеи, пушки и винтовки, — грабят дворцы бывших великих князей, расхищают все, что можно расхитить: продается все, что можно продать. В Феодосии солдаты даже людьми торгуют: привезли с Кавказа турчанок, армянок, курдок и продают по 25 рублей за штуку…»
Горький клеймит революционные власти, которым «нет дела до России», которые производят «жестокий и заранее обреченный на неудачу опыт над русским народом…»
«Несвоевременные мысли» — опыт национальной самокритики. Горький показывает двойственность, стихийно-анархическую сущность русского человека, у которого отсутствует мораль в смысле ежедневного следования нормам поведения. Он говорит о способности русского человека на подвиг, самопожертвование, которая сочетается с отсутствием «органической брезгливости ко всему грязному и дурному». Русская душа готова скорее «к подвигу, чем к поступку, скорее к моральности высших проявлений духа, чем к морали в обиходе».
Горький все же надеялся, что революция даст возможность всестороннего творчества — морали, духа, культуры.
Дополнительная литература.
Бабаян Э.И. Ранний Горький. М., 1973.
Бялик Б.А. М. Горький — драматург. М., 1977.
Волков А.А. Художественный мир Горького. М., 1978.
Пименова В.Н. Заложник своей судьбы: Об изучении творчества М. Горького в XI кл. М., 1992.
Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький и литературное движение 20-х годов. М., 1996.
Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. Нижний Новгород, 1992.
Шнейберг А.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М 1994.