Образ «ретивого начальника» в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» (часть II «Топтыгин 2-й»)
Сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» является одним из наиболее острых сатирических произведений писателя в этом жанре. Первая часть ее («Топтыгин 1-й»), опубликованная в журнале «Отечественные записки» в 1884 году, была изъята по требованию цензуры. Последующие части («Топтыгин 2-й» и «Топтыгин 3-й») при жизни автора печатались только в заграничных изданиях, а в России увидели свет лишь после смерти автора, в 1906 году.
Чем же так напугала сказка «Медведь на воеводстве» правящую верхушку России? Тем, что в ней острие щедринской сатиры было направлено на представителей высших эшелонов российской власти. В этой сказке лес олицетворяет всю самодержавную Россию. Он гремит «миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный клик». А распоряжаются всем в этом лесу хозяева, представленные писателем под маской сказочного медведя. Такая маска выбрана не случайно — ведь медведь воплощает в себе, с одной стороны, тупую жестокую силу, а с другой — полную неуклюжесть.
Один из типичных правителей такого рода изображен в главке «Топтыгин 2-й». Его послал Лев воеводой в некую «трущобу». Однако карьера нового воеводы была непродолжительной.
Первое, что он планировал сделать — разорить типографию. «Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет…» Итак, пуще всего прочего, власть боится печатного слова, потому что оно раскрывает ее злоупотребления в глазах общества. Но задача Топтыгина 2-го облегчена тем, что всякая возможность гласности уже истреблена его предшественниками. Даже печатный «станок был публично сожжен, а оставлено было только цензурное ведомство…». Поэтому «лесные мужики жили, не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее. Или, другими словами, слонялись из угла в угол, окутанные мраком времен». А еще воевода мечтал спалить университет или академию, но выяснилось, что и эти рассадники вольнодумства давно уничтожены. Тогда «потужил Топтыгин 2-й, но в уныние не впал. «Коли душу у них, у мерзавцев, за неимением, погубить нельзя, — сказал он себе, — стало быть, прямо за шкуру приниматься надо!»
Отсутствие гласности и образования создает благоприятные условия для прямого насилия власти по отношению к подчиненным. И Топтыгин 2-й приступает к прямому грабежу: «Выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец, и хоть знает, негодяй, что уж в лоск мужичка разорил, а все ему мало кажется…»
Развязка событий содержит в себе недвусмысленную угрозу по отношению к власть имущим. Терпение несчастных мужиков истощилось. Когда Топтыгин 2-й решил довести их до полного разорения, они «поставили рогатину на то самое место, где Топтыгину упасть надлежало, и уважили. Затем содрали с него шкуру, а стерво вывезли в болото, где к утру его расклевали хищные птицы».
Салтыков-Щедрин предсказывает неминуемое возмездие, ожидающее жестоких правителей. Поэтому не удивительно, что цензура не допустила печатанье сказки «Медведь на воеводстве» в России. Ведь карающий смех сатирика обличает деспотизм самодержавной власти и несет в себе мощный революционный заряд.