Сочинение по картине А. Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»)

Сочинение по картине А. Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»)

План:

  1. История создания картины.
  2. Композиция картины.
    1. Живописные средства, использованные художником при создании картины.
  3. Общее настроение полотна.

Улица вся промокла. Дрожа, хоронятся птицы под плющом густолистым.

Ф. Г. Лорка

Александр Михайлович Герасимов — известный советский художник, работы которого относятся к направлениям реализм и соцреализм. Многие из его картин — пейзажей, натюрмортов, портретов, относящихся к названным направлениям, — пора­жают своей живостью и красочностью. Пейзажи Герасимова с виду просты, но в каждой работе мож­но найти что-либо, что затронет душу, вызовет всплеск эмоций, надолго запомнится. Однако его работа «После дождя» («Мокрая терраса») выделяет­ся среди прочих полотен художника. Сам творец уделял именно этому произведению особое внима­ние в своих воспоминаниях о жизни и творчестве.

Эта картина, написанная на одном дыхании в родном городе живописца Козлове, не является сиюминутным творением. Уехав в тихий городок ради тихого и спокойного времяпрепровождения, художник, однако, продолжает творить. Здесь рож­даются натюрморты и портреты, наброски пейза­жей, пленяющие спокойной красотой.

Моральная и творческая подготовка художника к написанию этой работы шла длительное время. Герасимов часто зарисовывал траву, предметы, до­роги и крыши, мокрые от дождя. Многие призна­вали, что этот опыт удается художнику особенно хорошо.

В своих воспоминаниях сестра творца красочно описала создание картины: в день написания полот­на выдался особенно сильный и бурный летний ли­вень. После него природа выглядела необыкновен­но свежо и живописно: вода, сверкая на солнце, лежала на листве, полу веранды, дорожках сада. А над деревьями сада уходило вдаль безоблачное свежевымытое небо.

Восхитившись открывающимся перед ним ви­дом, художник встал за мольберт. Буквально за три часа было написано одно из живописнейших полотен художника.

Чем же привлекает это легкое, даже поэтиче­ское произведение? На картине изображен доволь­но обыденный пейзаж — уголок беседки или ве­ранды с резными перилами и лавкой вдоль них. Композиция произведения предельно проста: справа, несколько нарушая баланс, стоит старин­ный столик с вазой, в которой находятся цветы — скорее всего, простые садовые. На левом плане — пол и уходящие вправо перила и лавка. Везде: на полу, скамейке, столе — переливается и блестит вода, а сразу за беседкой начинается сад, также мок­рый от недавно прошедшего дождя.

Краски чистые, яркие, радостные — зелень мок­рой листвы, золото и темная бронза омытого дож­дем дерева, чистая лазурь неба, начинающегося за верандой и отражающегося в лужах на полу. Осо­бым цветовым пятном выделяется букет в вазе — жизнерадостный и приятный розовый цвет в соче­тании с белым и зеленым.

Картина не оставляет после себя ощущения на­тужности, надуманности. Образы, запечатленные художником, свежие и легкие, непосредственные и чистые — в них чувствуется стремительность и легкость кисти самого живописца.

Чем же достигнут подобный эффект достоверно­сти и в то же время легкости изображения? При работе над полотном художник использовал тех­нику рефлексов — так называется художественно­изобразительная техника, при которой огромное значение играют небольшие детали. В данном слу­чае ключевыми моментами, создающими особое настроение чистоты и свежести, являются отблески и отражения: сочные зеленые мазки на веранде — отражения нависшей садовой зелени, голубоватые и розовые пятна на столе — отсветы и отблески, ос­тавляемые на мокрой поверхности ярким пятном букета. Все полотно пронизано переплетением те­ней и света, однако тени не оставляют гнетущего и давящего ощущения, напротив — они красочны и многоцветны. Много серебра и перламутра — это солнечные блики на мокрых поверхностях и листьях.

При создании образов мокрых поверхностей для достижения эффекта особенной достоверности живописец применил технику лессировки. При использовании такого средства краска наносится в несколько слоев — сначала основной мазок крас­ки, затем — несколько полупрозрачных и совсем прозрачных штрихов. При этом поверхности и предметы, написанные в данной технике, выгля­дят блестяще, словно покрытые лаком. Это стано­вится особо заметным на фрагментах картины, изображающих участок дощатого пола веранды, поверхность длинной скамьи, крышку стола.

Контрастным пятном является букет, написан­ный нарочито грубыми, широкими мазками. Бла­годаря этому цветы выглядят особенно эффект­но — объемно и живо.

Следует также уделить внимание и световым акцентам. Именно благодаря им картина смотри­тся живо и несколько торжественно. Основные ис­точники света находятся вне перспективы поло­тна — где-то за деревьями сада. При этом свет неяркий, он не бьет в глаза — создается эффект вы­глянувшего из-за туч летнего солнца, перевали­вшего за полдень и направляющегося на закат. Деревья на заднем плане полотна, словно соткан­ные из тысяч мерцающих зеленых стеклышек и напоминающие витражные работы, оказывают­ся освещенными по контуру и тем самым выделен­ными из общей композиции картины. Данный ху­дожественный прием называется контражуром.

Общее настроение картины — свежее, искри­стое, радостное. Художнику удалось раскрыть по­этичность и красоту обыденных, довольно призем­ленных вещах. Красота изображенных предметов проста и безыскусна, но с помощью именно этих, простых на первый взгляд, залитых водой вещей творец передал и свежесть прохладного, еще покры­того дождевой водой сада.

Искренность и чистота чувств, которые Гераси­мов смог передать своему произведению, завора­живают и заряжают особой энергией свежести. Кажется, что протянешь руку, коснешься чистых, еще мокрых листьев свисающей ветки — и про­хладные капли приятно освежат кожу после ду­шного и знойного летнего дня. Свежий ветерок принесет с собой запах влажной земли и травы, сол­нышко, мягко выглянув в просветы между де­ревьями, коснется щеки — и вот оно, простое и искренне, как и сама картина, счастье близости с природой захлестнет тебя, подобно только что прошедшему бурному ливню.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.