Сочинение по картине А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Архип Иванович Куинджи — известный русский художник. Он родился 15 января 1842 года под Мариуполем в местечке Карасу. Отец мальчика был бедным сапожником, греком по происхождению. Архип рано осиротел, жил очень бедно. Мальчик с трудом выучился грамоте. Потом он обучался в городском училище. Но с раннего детства его преследовала страсть к рисованию. Он специально отправился к Феодосию, где учился у Айвазовского. Но великий художник давал ему возможность только толочь краски, не допускал к рисованию. Вскоре молодой человек переселился в Одессу, работал в фотоателье ретушёром. Через некоторое время он сделал попытку поступить в Академию художеств в Петербурге. Но его художественная подготовка была слишком слабой. Юноша дважды сдавал экзамены, но не смог поступить. Только потом его мечта сбылась.
Над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи работал летом и осенью 1880 года. Многие говорили о потрясающей красоте этого произведения. Каждое воскресенье художник открывал двери мастерской для всех желающих, чтобы они могли взглянуть на незавершённое произведение. К Куинджи приходило множество людей, среди которых были И. Тургенев, Я. Полонский, И. Крамской, П. Чистяков. Картину за большие деньги ещё в мастерской приобрёл великий князь Константин Константинович. Позже картина была выставлена в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге.
Это было не самым обычным событием — художник выступал с персональной выставкой, которая состояла всего лишь из одной картины. Но произведение было достойно выставки.
«Лунная ночь на Днепре» имела грандиозный успех. Выстраивались очереди, чтобы увидеть картину. Художник всегда очень придирчиво относился к размещению картин. Он стремился найти им такое место, чтобы соседние полотна не мешали. И во время выставки картина «Лунная ночь на Днепре» находилась одна на стене. Архип Иванович знал, что при искусственном освещении будет особенно заметно лунное сияние. Поэтому художник попросил задрапировать в зале окна. Картина была освещена лучом электрического света. Когда посетители входили в полутёмный зал, им открывалось поистине завораживающее зрелище. Это было подлинное сияние лунного света.
На картине открывается широкое пространство, которое уходит вдаль. Равнину пересекает лента реки, и она практически сливается с тёмным небом у горизонта. На небе видны ряды лёгких облаков. Луна смотрит в небольшой просвет между облаков. Луна освещает Днепр, дома и тропинки на берегу.
Природа тиха и безмолвна. Необыкновенное сияние Луны отражается в водах Днепра. Свет Луны таинственен и загадочен. На выставке, где картина выставлялась впервые, у зрителей создавалось впечатление, что за полотном расположена лампа или фонарь. Поэтому некоторые посетители даже хотели заглянуть за картину, чтобы обнаружить источник света. Настолько сильно было впечатление от лунного сияния.
Днепровские воды отражают лунный свет. Зрелище это поистине восхитительно. Красота окружающего мира на картине предстаёт в особом величии. Картина великого художника никого не оставляла равнодушным.
Небо на картине выглядит необъятным, возвышенным. Все детали пейзажа приобретают особое значение, здесь нет ничего случайного — дома, деревья, трава — только подчёркивают красоту чудесной лунной ночи.
Свет Луны ярок и заманчив. Его подчёркивает глубокий синий цвет. Сочетание синего цвета и серебристого света Луны выглядит настолько таинственным и значительным, что не может не вызывать восторга.
Многие предполагали, что художник использовал какие-то особые краски, применял необычные художественные приёмы, чтобы добиться такого эффекта. Художественный метод А. И. Куинджи не давал покоя современникам. Многие хотели узнать секрет — как ему удалось создать такое произведение. Некоторые даже считали, что Куинджи заключил сделку с нечистой силой.
Столько вопросов возникало, потому что Куинджи стремился передать реальный эффект освещения. И он нашёл такую композицию картины, которая дала ему возможность максимально убедительно показать пространство.
Куинджи использовал сложный приём — тёплый красноватый тон земли был им противопоставлен холодному серебристому цвету. Это позволило сделать пространство более глубоким.
В газетах и журналах того времени появилось множество восторженных статей о картине «Лунная ночь на Днепре». Известный поэт Я. Полонский, друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались… Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?»
Мы не можем не согласиться с этими словами. Картина на самом деле необыкновенна. Художник словно идеализирует реальную жизнь, показывая её в таком таинственном виде.
На картине показан настоящий лунный свет, именно таким он и является в действительности. Картина завораживает, заставляет забыть обо всём. Хочется смотреть на неё снова и снова. В ней есть мистическая загадка, разгадать которую до сих пор не удалось.
Великий князь Константин Константинович, который купил картину, никогда с ней не расставался. Он даже взял картину в кругосветное путешествие, чтобы всегда смотреть на неё. На состав красок плохо повлиял влажный морской воздух. Поэтому пейзаж стал темнеть. Однако удивительная картина продолжает удивлять даже сейчас, когда с момента её создания прошло немало времени.