Сочинение по картине А. К. Денисова-Уральского «Лесной пожар»
Картина «Лесной пожар», написанная художников А. К. Денисовым-Уральским в 1887 году, хранится в Пермской художественной галерее. В своё время А. К. Денисов добавил к своей фамилии псевдоним Уральский, чтобы обозначить не только своё место рождения, но и духовную принадлежность к этому красивому и суровому краю. А. Денисов-Уральский был ярым защитником родной природы, боролся за её сохранность и чистоту, всё его творчество посвящено Уралу.
Картина «Лесной пожар» — одна из нескольких подобных по тематике — даже получила серебряную медаль на Международной выставке. А. Денисов- Уральский не просто написал пейзаж, но и отразил явление природы — лесной пожар. Разгул стихии, изображённый художником, завораживает и надолго приковывает взгляд. Как известно, смотреть на огонь можно бесконечно, наблюдая, как языки пламени сплетаются в причудливые образы. Если долго смотреть на картину, кажется, что в эпицентре пожара проглядывается контур широко шагающего человека. Видна голова, упрямо наклонённая вперёд, размахивающая рука, шагающая нога. Он как бы несёт огонь на себе, руководит этой стихией. Зритель, стоящий перед полотном, ощущает свою ничтожность перед бушующим пламенем, надвигающийся шквал огня одновременно пугает и восхищает своей мощью и красотой.
Неизвестно, как начался этот пожар — от удара молнии или непотушенного костра. В лесу пожар очень быстро распространяется, Кажется, что шквал огня накатывает на лес и пожирает его. О силе пожара говорят огромные клубы дыма, которые заволокли почти всё небо. Цвет дыма меняется от сизого в центре до серого по краям. Дым причудливо закручивается в клубки, превращается в вихрь, напоминает облака. Солнце пытается пробиться сквозь дым; его неяркие лучи освещают пожухлую осеннюю траву. О том, что это осень, говорят и голые ветки кустарника под сосной. Горит сосновый бор. На заднем плане видны обгоревшие стволы деревьев. Они, как мачты на корабле, стоят ровно, огонь не успел ещё спалить их дотла. А ведь они и в самом деле могли стать мачтами на корабле и долго служить людям или, продолжая жить в лесу, оздоровлять атмосферу, обогащая её кислородом.
Лучи солнца и ровный цвет неба без облаков и туч не обещают скорого дождя, и, значит, пожар продолжит полыхать в лесу. Остановить его сможет река, крутой обрыв, глубокий овраг, вспаханное поле, но в данный момент пожар в самом разгаре.
Сосны с подрастающим молодняком, до которых огонь не успел добраться, как бы жмутся друг к другу, надеясь на пощаду. Ведь огонь может обойти их стороной, благодаря порыву ветра, пожар может поменять направление в любой момент. О силе ветра можно судить по наклону языков пламени и дыма.
На переднем плане картины художник изобразил сосну, особенно тщательно прорисовав детали. Дерево очень красивое, уверенно раскинувшее лапы в стороны. Пробившиеся сквозь дымовую завесу лучи солнца осветили ствол с одной стороны, окрасив его в золотистый цвет. Под сосной растёт молоденькая ёлочка.
Она такая стройная и аккуратная, хочется украсить её новогодними игрушками, гирляндами, мишурой и встречать с ней Новый год. Эти два дерева: взрослое и молодое, олицетворяют светлое и доброе начало, саму жизнь. Огонь символизирует быстротечность жизни и грозит уничтожить её. В то же время деревья стоят так уверенно и твёрдо, что не верится в их скорую гибель. Не верится, что огонь уничтожит сначала сухую траву, затем зелёную хвою и тонкие веточки, потом обгорит кора. Огонь уйдёт дальше искать новые жертвы, уничтожая на своём пути всё живое, превращая всё в пепел и золу.
На картине не видно ни птиц, ни зверюшек, которых художники изображают на обычных лесных пейзажах, потому что они разлетелись и разбежались от идущего на них пожара. Животные задолго чувствуют приближение опасности и стараются спрятаться от неё.
Пожар в лесу — явление довольно-таки частое и хочется верить, что потом на пепелище вырастет новый лес, гуще и зеленее прежнего, вернутся птицы и звери, лес заживёт полноценной жизнью.
Убога