Сочинение по картине А. Пластова «Летом»

Сочинение по картине А. Пластова «Летом»

План:

  1. Краткая биография художника.
  2. Сюжет и композиция картины.
  3. Цветовая гамма.

Я буду воспевать. Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь»…

С. А. Есенин

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 г. в семье крестьянина в селе Прислониха Ульяновской области. Его дед был сельским ико­нописцем. Аркадий окончил духовное училище и семинарию, однако он мечтал стать художни­ком, а не священнослужителем. В 1914 г. он посту­пил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, парал­лельно изучая основы живописи.

О необычайной творческой энергии художника свидетельствует то, что после пожара 1932 г., когда вместе с домом сгорели большинство работ Пластова, он не опустил руки, подавленный горем, а продол­жал неустанно трудиться. Число созданных им прои­зведений — около 10000, среди них несколько сотен портретов, в основном земляков художника.

Произведения Пластова реалистичны, в них нет стремления что-то приукрасить. Художник пола­гал, что нужно изображать жизнь, людей, такими, какие они есть. Нужно увидеть красоту в простых вещах и явлениях и максимально точно запеча­тлеть ее. В творчестве А. А. Пластова ощущается влияние художников, входивших в «Союз русских художников» — А. Е. Архипова, Ф. А. Малявина, К. А. Коровина, а также С. В. Герасимова.

Известность А. Пластову принесла картина «Колхозный праздник» (1937 г.). Нужно отметить, что это полотно не было лишено идеологической подоплеки: правда и миф о счастливой советской деревне тесно переплелись, осененные портретом «вождя народов» Сталина.

Среди работ Пластова необходимо отметить та­кие полотна, как «Фашист пролетел» (1942 г.), «Жатва» (1945 г.), «Сенокос» (1945 г.). Каждая из этих картин отмечает вехи российской истории, показывая бессмысленность и противоестествен­ность войны, нищету русской деревни и послевоен­ные чаяния простого народа. Картину «Весна» (1954 г.) нередко расценивают как символическое переосмысление художником хрущевской «отте­пели».

Одной из лучших работ Пластова искусствове­ды считают «Ужин трактористов» (1951 г.). Нуж­но отметить, что художник работал не только как живописец, но и как иллюстратор книг русских классиков, например А. Чехова, Л. Толстого и др.

Взгляды Пластова на искусство были достато­чно консервативными. Художник неоднократно критиковал авангардистские тенденции в искусс­тве, расценивая их как разрушение традиции. А. А. Пластов был удостоен звания народного ху­дожника СССР, а также избран действительным членом Академии художеств СССР. Удостоен Ленинской и Государственной премий. Скончался художник в 1972 г. в родном селе.

А теперь внимательно посмотрим на картину А. А. Пластова «Летом». Художник запечатлен незатейливый сюжет, обычный для любого рус­ского села. Мать и дочь ходили за грибами в лес, по дороге домой они остановились отдохнуть. В правом нижнем углу художник изобразил сидя­щую девочку лет пяти-семи. Рядом с девочкой ле­жит небольшая собака-дворняжка. Собака, хотя и отдыхает, внимательно смотрит вправо: охраня­ет хозяек. На коленях у девочки стоит небольшая кружка. В руках девочка держит веточку, усыпан­ную красными ягодами. Может быть, она хочет обобрать их и пересыпать в кружку, а может, прос­то съесть. Девочка одета в светлую одежду, на го­лове у нее повязан ярко-красный платок. Малень­кие ноги босы. Мать лежит в траве позади дочери: видны лишь ее синий платок, синее платье и руки, которыми женщина заслонила лицо от ярких сол­нечных лучей.

В левом верхнем углу мы видим нижние части стволов двух берез и низко склоненные ветви, а так­же едва приметный в траве пенек. Видимо, когда- то берез было три. Кроны деревьев отбрасывают густую тень. Именно поэтому мать с дочерью и ос­тановились на отдых под ними. Залитая яркими солнечными лучами полянка на заднем плане кар­тины дает возможность представить, что день очень жаркий. Резким контрастом обозначена опуш­ка леса.

В левом нижнем углу картины художник изо­бразил большую корзинку с двумя ручками, пол­ную крупных белых грибов, и ведро с грибами по­мельче, рыжевато-коричневого цвета. И корзина, и ведро наполнены доверху — видно, что поход ма­тери и дочери был удачным. На переднем плане в траве стоит большой глиняный кувшин, что впол­не оправданно: в жару очень хочется пить, и мать с девочкой предусмотрительно взяли с собой питье. Опустевший кувшин, кроме того, может пригодиться и для сбора ягод. Но на картине нель­зя увидеть, что в кувшине.

Нужно обратить внимание и на то, как худож­ник выстроил композицию картины. Люди и соба­ка занимают лишь правый нижний угол полотна. Гораздо больше места художник отвел под изобра­жение берез и грибов в корзине и ведре. Это сдела­но не случайно — ведь художник назвал свою кар­тину «Летом», следовательно, стремился показать значимые признаки этого времени года.

Цветовые решения художника основаны на кон­трастах. Во-первых, мы видим резкий контраст ме­жду освещенными и тенистыми участками. Если на открытом пространстве трава кажется золотисто­зеленой и даже серебристой, то в тени берез она бо­лее естественного, насыщенного темно-зеленого от­тенка. Большое значение имеет и контраст между опушкой леса, практически черной, так что нельзя различить отдельные деревья, и залитой солнцем поляной. Также наблюдается контраст между свет­лыми стволами берез и темным фоном лесной опу­шки, светлой одеждой девочки, шерстью собаки и тенью от крон берез на траве. Шерсть собаки неод­нородна по цвету: есть и совсем светлые, практически белые участки, спина коричневато-серая. Сразу привлекают внимание зрителя и яркие пятна уложенных в корзину и ведро грибов, красновато-коричневый кувшин. Еще один контраст являют собой синяя одежда женщины и красный платок ее доче­ри. В целом можно сказать, что краски яркие, насыщенные. Художнику удалось в полной мере запеча­тлеть типичный летний день в средней полосе России.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.