Сочинение по картине Ф. А. Васильева «Мокрый луг»
Фёдор Александрович Васильев — выдающийся русский пейзажист. Его талант был поистине удивителен, несмотря на то, что у Васильева практически не было художественного образования. Но этот художник-самоучка быстро вошёл в число самых известных художников того времени. Он неоднократно побеждал в конкурсах, что свидетельствует о его незаурядных способностях.
Картина «Мокрый луг» была написана Ф. А. Васильевым в 1872 году. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
На полотне изображён особый момент. На небе видны тучи. Но, несмотря на это, небо начинает светлеть. Погода неуловимо меняется.
В центре картины мы видим луг, который омыт дождём. Свежесть и яркость этого луга создаёт особое ощущение. Нельзя не восхититься красотой и гармонией природы. На заднем плане изображены деревья. Каждая деталь на картине имеет своё значение, которое нельзя недооценить. Только благодаря их совокупности создаётся ощущение реальности, многократно усиленное многочисленными цветовыми оттенками.
Очень интересна история создания этой картины. Летом 1871 года художник был в Крыму. Именно там он начал писать картину «Мокрый луг». При этом писал не с натуры, а опирался на прошлые впечатления и использовал собственные зарисовки.
Картина была завершена только в следующем году. Тогда же, в 1872 году картина получила почётную вторую премию на конкурсной выставке Общества поощрения художников. Сначала картину «Мокрый луг» хотел купить великий князь Николай Константинович. Но его опередил Павел Третьяков.
Картина «Мокрый луг» по праву считается шедевром русской пейзажной живописи. Художник смог выразить свои чувства, свою любовь к родной природе. На первый взгляд, в картине нет ничего грандиозного и величественного. Здесь изображён самый обычный луг после дождя. Но этот луг на самом деле необычен. Он олицетворяет собой всю красоту, свежесть и обаяние русской природы.
Только что прошла гроза. И небо всё ещё не успокоилось — на нём мы видим огромные тучи. В картине нет статичности. Всё живёт и двигается, и это отчётливо ощущает зритель. Деревья гнутся под яростными порывами ветра, на воде видна рябь. Вдали находится лес. И там ещё идёт дождь, как будто тучи никак не хотят отказаться от своей власти над миром.
Небо на картине «Мокрый луг» имеет особое значение. Среди облаков заметен просвет. Он отражается в воде и кажется символом освобождения от огромных и зловещих туч. Просвет в небе олицетворяет победу света над тьмой. Жизнь продолжается. Всё тёмное, мрачное, холодное уходит вместе с тучами, оставляя мир чистым и обновлённым.
Небо на картине обладает своим характером — очень и очень непростым, противоречивым. А остальная часть картины, напротив, очень проста. Зритель видит привычный незатейливый пейзаж. Развесистые деревья стоят в низине. Полоска неба видна среди леса. Обрывистый косогор проходит вдоль низине. В центре видно болото, которое блестит, когда на него падает свет. Это самый обычный российский пейзаж. На первый взгляд, он вряд ли может поразить воображение зрителя. Но, оказывается, современники художника смогли разглядеть истинный характер произведения. Пейзаж на этой картине выглядит одухотворённым. Здесь ощущается искренность чувств и особые проявления эмоций. Ф. Васильев никогда не изображал природу равнодушной, бесстрастной, холодной. Он видел в ней душу и гармонию, поэтизировал её. И поэтому на картинах его пейзаж выглядит живым, искренним и неповторимым.
Композиция картины «Мокрый луг» проста и продуманна одновременно. В картине есть центр композиции. К нему сходятся главные пейзажные линии, это очертания косогора, берега, тропинки, полосы леса. Два дерева являются зрительным центром, на который опирается картина.
Пространство показано рельефно и реалистично. На небе происходит движение туч. Игра света и бесконечность неба показаны точно и достоверно. Но в то же время художник заметно идеализирует всё, что изображает. Каждая травинка и кустик олицетворяют богатство растительности средней полосы России.
Картина «Мокрый луг» произвела неизгладимое впечатление на главу передвижников И. Крамского. И это неудивительно. Ведь Ф. Васильев смог передать те неуловимые оттенки человеческих чувств, которые возникают при взгляде на природу.