Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»)

Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»)

Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создаётся сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у моря» иначе «Прощание Пушкина с Чёрным мо­рем», созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками — И. Е. Репиным и И. К. Айвазовским.

Илья Ефимович Репин (1844-1930), по его соб­ственным словам, писал картины, сюжеты для кото­рых брал «из животрепещущей жизни». Он — мастер драматических ситуаций, выразительных характеров.

Пожалуй, самая известная его работа — картина «Бурлаки на Волге», ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном морские пейзажи (та­ких художников называют маринистами). Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, прове­дённого вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий. Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала.

Айвазовский был ещё студентом Академии ху­дожеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был очень растроган по­хвалой великого поэта, перед талантом которого он преклонялся. В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта произвёл на будущего ху­дожника большое впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта. Эта встреча сыграла боль­шую роль в творчестве Айвазовского, который впо­следствии создал целый цикл картин, посвящённых Пушкину.

На картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» стала одной из известнейших работ Репина.

Совместная работа Айвазовского и Репина, без­условно, перекликается со стихотворением Пушкина «К морю»:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода южной ссыл­ки поэта. Строки это стихотворения появились ещё в Одессе, но завершено оно было в Михайловском.

На картине Айвазовского и Репина Пушкин изоб­ражён на фоне сурового романтического пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно небрежно свалены в бесформенную кучу рукой ве­ликана — а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины. Поэт в чёрной одежде, которая контрастирует с фоном, выполнен­ным в серых и белёсых тонах. Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит шляпу. Пра­вая рука отведена в сторону — поэт словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе. За спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт вдох­новенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться строки стихотворения.

Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчёркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море выпол­нены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды более холодные, голубоватые, а небо просвечива­ет розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду.

Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту — тёмное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем углу картины — серого цвета, их грани, трещины на них чётко выпи­саны Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет. Это создаёт ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море — стихии, подоб­ные загадочной стихии творчества. Стихии свободны, как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи.

Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смер­ти Пушкина, но искусство художников показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант — бессмертен.

В настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта (Пушкин — бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.