Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) родился в Литве, в небольшом местечке Кибартай, в образованной, но обедневшей еврейской семье. В начале 1870 гг.. семья переехала в Москву — отец, происходивший из семьи раввина, хотел, чтобы дети, которых у него было четверо (2 сына и 2 дочери) получили хорошее образование. Вскоре старший брат будущего знаменитого художника поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через 2 года к нему присоединился Исаак.
Среди его наставников были такие мастера живописи, как В. Г. Перов, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов. Они обратили внимание на даровитого ученика.
А семью меж тем преследовало одно горе за другим. Умерла мать, серьёзно заболел отец, ему пришлось оставить прежнюю службу на железной дороге, из-за чего семья стала сильно нуждаться в деньгах. Руководство училища пошло навстречу братьям, которые обнаруживали немалые успехи — освободило их от платы за обучение, даже иногда оказывало материальную помощь. Однако всё это позволяло лишь влачить жалкое существование.
Вскоре отец последовал за матерью. Осиротевшим детям пришлось особенно тяжело. Исаак Ильич окончил училище, но диплом ему не выдали. Через некоторое время он стал получать хорошие заказы, а с ними и деньги. Но известность и достаток не могли восполнить ущерба, который нанесли здоровью художника годы нищеты. Несмотря на болезнь, он написал много картин, хотя прожил всего 39 лет.
Левитан стал первым в России живописцем русской природы, которую до него не считали чем-то интересным, достойным того, чтобы быть запечатлённым на полотне. Исаак Ильич сумел разглядеть и передать на своих картинах скромную красоту неброских русских пейзажей.
На картине «Весна. Большая вода» изображено природное явление, называемое половодьем — это и есть «большая вода».
Как правило, половодье повторяется из года в год в одно и то же время года. Оно проявляется в том, что в этот период значительно увеличивается объём воды в реках, из-за чего повышается их уровень. Реки выходят из берегов, затопляя прилегающие местности. Затопляться могут довольно большие территории. Увеличение объёма воды в реках среднерусской полосы, вызывается таянием снега, выпавшего зимой.
На картине Левитана запечатлён как раз такой момент, когда река вышла из берегов. Вода занимает почти половину картины; другую половину художник отвёл под изображение ясного весеннего неба, по которому плывут почти прозрачные облака. Уцелевшая от затопления суша намечена узенькими полосками в левом нижнем углу и в правой части картины на границе воды и неба.
В нижнем левом углу, у кромки земли, художник нарисовал лодку. Эта деталь на картине неслучайна, ведь половодье зачастую приводит к тому, что целые деревни оказываются отрезанными от остального мира, и тогда лодка оказывается необходимым видом транспорта. Поэтому художник и поместил её на переднем плане картины.
На дальнем берегу виднеются серые строения; другим строениям повезло меньше, они оказались посреди воды. Но дома — на заднем плане, они едва различимы. Значительную же часть картины, после воды и неба, занимают деревья. Большая группа высоких деревьев справа почти заслоняет дальний берег, на котором стоят дома, Эти деревья окружены водой; их стволы отражаются на её неподвижной глади и кажутся из-за этого ещё выше. Так как половодье происходит ранней весной, на деревьях еще нет листвы — только ель выделяется среди них зелёным нарядом. Выделяется и дуб — тем, что он выше остальных деревьев на картине, у него самых толстый ствол. Дуб и ель окружены белыми стволами берёз; берёзы есть и в левой части картины, на небольшом участке земли, не покрытой водой.
Преобладающими цветами являются голубой и жёлтый. Особенно разнообразны оттенки голубого — от тёмного до почти белого.
Несмотря на то, что половодье может причинить немалый ущерб, даже нести угрозу жизни людей, пейзаж Левитана проникнут спокойным, умиротворённым настроением. Художник изобразил пробуждение природы, а не стихийное бедствие. «Весна. Большая вода» по праву считается одной из самых лирических картин И. И. Левитана.
Как и многие другие работы художника, картина хранится в Третьяковской галерее в Москве.