ОСЕНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕВИТАНА
Чем ближе к зрелости, тем чаще мысли Левитана обращались к осени. Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была весна, похожая на осень.
Левитан так же, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого доброго и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и сам воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почерневшие от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не растрепанные ветром; небо, похожее на тонкий лед…
Но во всех этих пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.