Сочинение по картине С. Ю. Жуковского «Перед террасой»
Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) родился в семье польского аристократа в поместье Ендриховичи Гродненской губернии. Отец будущего художника происходил из знатной семьи, однако в результате мер, направленных против участников Польского восстания 1863 г., лишился дворянских прав и поместий, превратившись в простого арендатора.
Ещё в детстве мальчик увлёкся рисованием, а, повзрослев, принял решение стать художником. Отец отрицательно воспринял такой выбор сына, но того это не остановило, и он уехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Наставником С. Ю. Жуковского был знаменитый мастер пейзажа И. И. Левитан, чьё влияние сильно ощущается в ранних работах его ученика.
Вскоре Жуковский примкнул к «Товариществу передвижных художественных выставок», стал активно участвовать в его деятельности, экспонируя свои произведения.
Уже в 90-х гг. XIX в. молодой художник приобретает всё большую известность. Его картина «Лунная ночь», за которую Жуковский получил большую серебряную медаль и звание классного художника, была приобретена знаменитой Третьяковской галереей, что само по себе уже являлось актом признания.
Жуковский немало поездил по России и Украине. Как и Левитан, обычно не делал эскизов, сразу писал с натуры.
В 1907 г. Жуковскому было присвоено звание академика, и он стал преподавать, обучать живописи молодое поколение. Создал собственную художественную школу в Москве, где срок обучения составлял 2 года. Эта школа действовала до революции 1917 г., в ней в числе других даровитых учеников обучался П. В. Маяковский, поэт и художник-плакатист.
После революции 1917 г. С. Ю. Жуковский некоторое время работал в составе Комиссии по охране памятников искусства и старины.
В 1923 г. художник выехал в Польшу, бывшую некогда частью Российской империи, а теперь самостоятельное государство. В начале 30-х гг. друзья, оставшиеся в СССР, уговаривали его вернуться, но художник остался на своей исторической родине. Дальнейшая его судьба сложилась трагически: во время Второй мировой войны, когда Польша была оккупирована нацистами, Жуковский был арестован и умер в концлагере близ Варшавы.
Творчество С. Ю. Жуковского оставило заметный след в русской живописи конца XIX — начала XX вв. Основными мотивами работ художника являются пейзажи поместий и интерьеры усадеб, из окон которых открываются живописные виды. В творчестве Жуковского выражены тенденции импрессионизма — направления в искусстве, ставившего целью отражение мимолётных настроений и чувств, связанных с окружающим миром.
Сюжет картины «Перед террасой» достаточно типичен для кисти Жуковского. Собственно террасы мы не видим — с неё открывается вид, запечатлённый художником. Центр картины занимает стол, накрытый для чаепития. Фоном служит простой и в то же время завораживающий своей красотой пейзаж: справа, в непосредственной близости от стола, кусочек рощи, слева — уходящая вдаль синяя лента речки, скользящая среди извилистых берегов, поросших лесом. Роща смешанная, высокие сосны перемежаются с лиственными деревьями. Вдоль берега темнеют молоденькие ёлочки.
Накрытый белоснежной скатертью стол с расставленной на нём посудой — живописный натюрморт, написанный в обрамлении не менее живописного пейзажа. На столе — блестящий золотистый самовар, на котором играют солнечные блики, большой белый кувшин с букетом ярко-жёлтых цветов, ваза с не менее красочными фруктами, белый молочник, чайные чашки, стеклянные стаканы, банка с вареньем. В правом переднем углу стола, чуть поодаль от остальной посуды, большая белая миска — возможно, с водой для ополаскивания рук. У стол — три кресла из ярко- красного дерева, сиденья обиты зеленовато-серой материей. За самым дальним креслом — большой куст, обильно усеянный белыми цветами. На двух других креслах, тех, что ближе к зрителю, небрежно брошены большие расписные платки. Платок слева — красные цветы на белом фоне, справа — на темно-синем. Чувствуется, что здесь только что были люди — возможно, собеседницы просто прошли в сторону, чтобы немного прогуляться и полюбоваться окружающей природой.
Картина написана яркими, сочными красками: насыщенные оттенки зелёного, глубокая синева реки, резкая белизна скатерти, огненно-красное дерево кресел и алые мазки цветов на шалях, полыхающий «костёр» жёлтого букета. Эти краски и то, как написана картина — уверенно, жизнерадостно, убедительно — помогают передать настроение солнечного летнего утра, прозрачной свежести, когда солнце ещё не успело прогреть воздух и землю. Не случайно же невидимые дамы набрасывали шали — но, по-видимому, становится теплее, и платки стали не нужны.
В траве на переднем плане картины, перед столом, виднеются опавшие жёлтые листья. По-видимому, художник запечатлел момент позднего лета, ведь на деревьях жёлтых листьев пока нет. В картине много света, что усиливает впечатление яркости и свежести. А накрытый стол и платки создают атмосферу неспешной, доверительной беседы — не только разговора незримых обладательниц нарядных шалей, но и безмолвной беседы, которую художник ведёт со зрителем…