Сочинение по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце»
План:
- Краткие сведения о художнике.
- Сюжет картины.
- Композиция картины.
Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 г. в Рязанской губернии. Обучение живописи начал в мастерской Г. М. Шегаля; с 1932 г. был студентом Московского полиграфического техникума, затем поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Наставниками молодого художника были такие мастера, как И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов, В. В. Почиталов.
Позднее Цыплаков сам стал руководителем персональной мастерской, одновременно являясь преподавателем, а затем и профессором МГХИ им. В. И. Сурикова. Наибольшую известность получили такие его картины, как «А. М. Горький на Волге», «В.И. Ленин с крестьянами», «Допрос Зои Космодемьянской» и др. Одним из образцов советского искусства стала его картина «В. И. Ленин в Смольном». Помимо картин на историко-революционные темы, среди работ В. Г. Цыплакова немало портретов и пейзажей. Нужно отметить, что после смерти И. Сталина Цыплакову в числе немногочисленной группы других художников было дано разрешение запечатлеть умершего «вождя народов» на похоронах. Также Цыплаков вместе с другими художниками — В. П. Ефановым, С. И. Дудником, Ю. П. Кугачом — работал над картиной «Передовые люди в Кремле».
В 1956 и 1986 гг. в Москве прошли персональные выставки работ Цыплакова. В настоящее время его картины находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Исторического музея в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, а также в других музеях мира и частных коллекциях. В. Г. Цыплаков состоял членом-корреспондентом Академии художеств СССР, имел звания народного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств РСФСР, был дважды удостоен Сталинской премии СССР (в 1949 и 1950 гг.). В. Г. Цыплаков умер в 1986 г. в Москве.
Название картины Цыплакова «Мороз и солнце» повторяет первые слова стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» (см. эпиграф). Нужно отметить, что имеющееся в стихотворении описание зимнего пейзажа как нельзя лучше характеризует то, что запечатлел на полотне художник:
…Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Сюжет картины прост: мы видим, как крестьянин едет в деревню на санях, в которые запряжена лошадь темной масти. Можно предположить, что он ездил в лес за дровами, а, может быть, даже в соседнее село или в город. У Пушкина в «Евгении Онегине» есть строки:
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
На картине Цыплакова дорога не выглядит хорошо утоптанной. Мы угадываем ее по синеватым теням, отбрасываемым небольшими склонами по сторонам тропы. Деревенские дома мы видим слева; справа и на заднем плане картины — неохватные просторы заснеженных полей. У горизонта чуть темнеет лес или, может быть, небольшие возвышенности. Домики, потемневшие от времени, наверное, такие же, какие были в русских селах и во времена Пушкина. Однако, если присмотреться внимательнее, можно заметить на картине Цыплакова Деталь, характерную для времени, в котором жил художник. Слева, неподалеку от домов, мы видим столб электропередачи; едва намечены провода и столб, стоящий дальше. «Электрификация всей страны» была одним из лозунгов коммунистического руководства страны в 20—30-х гг. XX в. Очевидно, что в селе, изображенном Цыплаковым, необходимая работа в этом направлении проведена.
Деревьев на картине не очень много. Очертания куста или дерева мы видим на переднем плане в левом углу. Также справа от того места, где сейчас находятся крестьянские сани, можно различить группу молодых елей. Справа от едущих саней виднеются низкие и редкие кустарники. Очертания дерева едва угадываются за низенькой избушкой. Нужно отметить, что на картине не очень много объектов. Несомненно, это неслучайно — ведь художник хотел изобразить морозный солнечный день; для этой цели как нельзя лучше подходит зрелище занесенных снегом полей. Бескрайний простор, снег искрится на солнце, так что глазам становится больно смотреть… Снег хрустит под полозьями саней и копытами лошади. Снег повсюду: на ветвях елей, на крышах изб, он пушистым белым одеялом заботливо укрывает землю от стужи… Ведь при тех морозах, какие были совсем недавно обычным явлением для зимы в средней полосе России, очень важно, чтобы земля была надежно защищена от холода, иначе могут погибнуть озимые посевы.
Пушкин так писал о зимнем утре, когда его героиня наконец увидела, что выпал долгожданный снег:
Снег выпал только в январе На третью ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательны ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Это описание очень созвучно картине Цыплакова «Мороз и солнце». Художник стремился передать красоту и величие суровой русской зимы; но вместе с тем он показывает, что никакой холод не устрашает русского крестьянина. Наоборот, русский человек радуется морозу и зимнему солнцу; крестьянин на картине бодро погоняет лошадку.
Восхищение заснеженными просторами тонко передает Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»:
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Композиция картины Цыплакова «Мороз и солнце» достаточно проста. Зрительно картина разделена дорогой на две неравные части. Слева изображены деревенские дома, от которых на снег падают тени. Другую часть композиции образует группа елей и лошадь, запряженная в сани, в которых сидит крестьянин. Что же касается цветовых решений, то они основаны на резком контрасте. Основной цвет — белый; в картине очень много света. На белом фоне четко выделяются силуэты деревенских построек, а также коня, саней и седока. Голубоватые тени лишь подчеркивают ослепительный блеск снега, озаренного солнечными лучами.