Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание»
Владимир Егорович Маковский — талантливый русский живописец середины XIX — начала XX века. Художник создавал жанровые произведения, каждое из которых является зарисовкой реальной жизни людей. Особенное внимание Маковский уделял изображению простых людей и крестьянского быта. На его полотнах мы видим незнатных и небогатых людей, лучше понимаем их беды и печали. Каждая картина великого художника — это не просто фрагмент из жизни, это своеобразное литературное произведение, которое можно «прочитать». На самом деле Маковский не раз сравнивал искусство живописи и силу литературного слова. По его мнению, необходимо заставить читателя и зрителя сопереживать героям, изображённым на картине или описанным в литературном произведении. Сам художник считал, что картину можно назвать состоявшейся только тогда, когда в ней есть настоящая жизнь. Для Владимира Егоровича особый интерес представлял бытовой пейзаж, который давал возможность передать настроение, показать и подчеркнуть самое важное. В произведениях великого художника отражена целая эпоха.
Картина «Свидание» была создана в 1883 году. Это произведение можно назвать характерным для русской живописи. Драматизм ситуации очевиден. На картине мы видим встречу матери и сына. Скорее всего, они не виделись долгое время. Мальчик был отдан в учение. Он уже достаточно взрослый, чтобы оставить родной дом, обучаться какой-то профессии.
Это было обычным делом для подростков из бедной семьи в то время.
На вид мальчику примерно 12-13 лет. У него старая и грязная одежда. Штаны из серой грубой ткани, поверх рубахи повязан фартук. Мальчишка жадно ест булку, которую принесла ему мать. Даже такое нехитрое лакомство, по-видимому, мальчик видит нечасто.
Возраст матери трудно определить. Видно, что она измучена тяжёлой жизнью и непосильным трудом. Она смотрит на своего сына с любовью и жалостью. На голове крестьянки тёмный платок. Сама женщина одета в чёрный кожух и красную юбку. Возможно, это её лучшая одежда, которую крестьянка надела, чтобы отправиться в город.
Сама фигура матери вызывает жалость к ней самой и её сыну. Их встреча состоялась в холодном помещении. Наверное, это сени. Чуть дальше мы видим двери, которые ведут в другое помещение — мастерские или жилые комнаты.
Вся обстановка свидетельствует о бедности, убогости. Здесь ничего не напоминает о тепле, уюте, душевном комфорте и благополучии.
Стены сложены из потемневших брёвен. Пол земляной, грязный и холодный. Всё это создаёт мрачное настроение. В углу мы видим бочку с водой, накрытую крышкой. На ней стоит глиняный кувшин. Это свидетельствует о том, что, несмотря на убогость обстановки, здесь часто бывают люди. Рядом с бочкой стоит палка. С ней пришла мать мальчика. Эта деталь также может о многом свидетельствовать. Наверное, женщина шла издалека, палка ей была необходима, чтобы опираться в дороге. А, может быть, у женщины больные ноги, поэтому ей трудно ходить.
Зрители поневоле проникаются настроением картины. Нельзя остаться равнодушным к судьбе главных героев, их горе и страдания очевидны, им начинаешь сопереживать.
Мальчик и мать не смотрят друг на друга. Разумеется, это не означает, что им нечего сказать. Вполне возможно, что они не хотят огорчать друг друга рассказами о своих бедах и неприятностях. Лицо женщины очень грустно. Она понимает, насколько тяжела жизнь её сына вдали от дома. Но забрать его домой она не может. Бедность и нужда заставляют людей разлучаться со своими детьми.
Владимир Егорович Маковский в этом произведении создал типичный образ русской крестьянки. Это самая обычная женщина, и облик её реален и правдив. Сцена, которая изображена на картине, рассказывает о настоящей жизни русского народа. Художник сам сопереживает простым людям, на долю которых с раннего детства выпадало множество бед и испытаний.
Можно попытаться представить себе, как раньше жили мальчик и его мама. Мне кажется, что они жили в деревне. С детства мальчик был привычен к крестьянскому труду, во всём помогал родителям. Но в свободное время у него была возможность поиграть на свежем воздухе, насладиться красотой леса, реки, поля. Так было, пока мальчик был ещё совсем маленький. Теперь он может только вспоминать то счастливое время, потому что у него нет возможности вырваться из этой убогой обстановки хотя бы на время. Остаётся только надеяться, что вскоре он вырастет, и его жизнь хотя бы немного станет лучше.
Художник показывает фрагмент из жизни простых людей. И подчёркивает, что это было самым обычным явлением в то время. Деревенские жители были настолько бедны, что их дети вынуждены были сызмальства зарабатывать себе на кусок хлеба. Мальчик выглядит хмурым, несчастным, голодным. Его жизнь тяжела и беспросветна.
В то время прогрессивные люди задумывались о социальном неравенстве и справедливости. Для несчастной матери уже не будет другой жизни. Она привыкла к тяжёлой работе и вопиющей бедности. Но будет ли жизнь её сына хотя бы немного счастливее? Такие вопросы ставились в произведениях передовых людей девятнадцатого столетия. Нелёгкая жизнь простого народа не могла оставить их равнодушными.
Картина «Свидание» — это настоящий шедевр русской живописи, позволяющий задуматься об истории нашей страны и о жизни людей в позапрошлом столетии.