Сочинение по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»

Сочинение по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»

Русский художник Василий Иванович Суриков работал в жанре исторической живописи, портрета. Выходец из Сибири, родился в казачьей семье, по­святил свою жизнь искусству рисования. Сюжеты исторических картин создавались на темы важней­ших событий в жизни России, большая часть из них задумывалась или писалась в городе Красноярске. Многолюдность и динамичность сюжетов его полотен надолго приковывают внимание зрителей. Художника часто критиковали за многочисленность персонажей, скученность их, но время расставило всё по своим местам, сделав эту особенность достоинством сури- ковских картин. В. Суриков долго собирал информа­цию, подбирал натурщиков для персонажей, создавал образы героев картин, стремясь достичь максималь­ной исторической достоверности сюжетов. Глубинная русскость полотен говорит о великой патриотичности художника.

Картина «Взятие снежного городка» написана в Красноярске, куда Суриков уехал после смерти любимой жены. Видя мучительно горестное состоя­ние художника, брат Александр решил отвлечь того от тяжёлых мыслей, подсказал идею написания кар­тины. Суриков увлёкся темой, приступил к работе в 1888 году и закончил её в 1891 году. В основу сюжета легла виденная в детстве игра, проводимая на шестой день масленицы. Чтобы помочь брату, Александр даже устроил эту казачью забаву в своей усадьбе с привлечением крестьян, соседей. Художник долго и тщательно создавал образы, подбирал типажи, изучал лица крестьян, причёски, рассматривал детали одежды, саней, бродя по базарам и улицам. Крестьяне, увиденные на рынке, родственники, знакомые, соседи, позировали ему.

Для игры заранее крестьянами строилась снеж­ная крепость с башнями, воротами где-нибудь на окраине села, городка или на берегу реки. Казаки де­лились на обороняющих крепость и нападающих. Во время штурма можно было защищаться подручными средствами: лопатами, мётлами, ветками; кидаться снегом, стрелять вверх из ружей, чтобы не пропу­стить атакующих. Нападавшим разрешалось скакать на конях, их задачей было прорваться через ворота, разрушить стены из снега. Фрагмент взятия снежно­го городка запечатлён на холсте Сурикова в самый кульминационный момент.

Лихой казак на гнедой лошади прорывается сквозь оборону, на скаку ломает снежные ворота, рукой стал­кивая голову существа, украшавшего башню ворот крепости. Конь под седоком вздыблен, немного испу­ган, ноздри раздуты, передние копыта уже на стороне противника. Таким запомнился Сурикову конь с дет­ства, когда он первый раз увидел, как брали городок. Художник перенёс это впечатление на холст.

Удалой наездник — молодой казак в богатой мехо­вой шапке, кожаных рукавицах, синие штаны заправ­лены в белые пимы, из-под дохи выглядывает красная рубаха. Он, с горящими глазами, воодушевлённо кула­ком разбивает снежные конструкции, хотя ему важно удержаться в седле, тогда он станет победителем игры. За всадником толпа сражающихся мужиков. У некоторых радость на лицах, особенно у молодого румяного парня с поднятой рукой. Они победили, уви­дев прорыв их вожака через стену крепости. В руках крестьян сухие ветки, с их помощью ведётся борьба, на снегу куча снежков, использованных для атаки. Одеты люди очень разнообразно: шапки разных фа­сонов, дохи, шубы, овчинные тулупы. На ногах — пимы, валенки. Одни из валенок искусно расписаны, художник детально прорисовал разноцветный узор. Молодой светловолосый мужчина, подвернувший по­лы овчинного тулупа за пояс, как и многие мужики, чтобы удобнее было сражаться, потерял в пылу битвы шапку. Шапка лежит на снегу, а ему жарко от борьбы, видимо даже не заметил, как она слетела с головы. На подмогу прорвавшемуся продвигаются другие му­жики на лошадях, двое из них уже рассекают толпу, остальные на подходе. Лошади разных мастей: гнедая, рыжие и белые.

Сражающихся со всех сторон окружает толпа зрителей всех сословий и возрастов. Слева стоят зри­тели попроще, среди них принарядившиеся женщины в завязанных по-казацки платках. Пальто оторочены мехом, на одной из женщин поверх пальто накинута шуба, ребёнок тоже закутан в платок сверху шапки. В Сибири зима, несмотря на её проводы, пока не сдала права весне, морозы ещё крепкие, студёный холод пробирает до костей, но всем весело, все увлечены зрелищем. Развлечения у крестьян редки, поэтому народ радуется забаве.

Румянец от мороза и азарта раскрасил лица. Кто- то пришёл пешком на место игрища, кто-то приехал на санях, виднеются расписные дуги с колоколь­чиками на упряжках лошадей. Справа стоят сани с запряжённым конём. В кошеве, выстланной ковром, сидят люди, одетые побогаче остальных, видимо, это местные помещики. Шубы и шапки на них другого фасона, у женщин на руках муфты, которые крестьян­ки никогда не носили. Интеллигентные лица мужчин и женщин украшают улыбки, этим людям тоже весело, их увлекло масленичное действо, они с удовольствием наблюдают за развернувшейся баталией. Мужчина с усами — это брат Сурикова Александр, женщина вполоборота — жена известного красноярского вра­ча, женщина в горностаевой пелерине — двоюродная племянница художника. Они охотно, как и многие другие красноярские знакомые художника позирова­ли ему. Перед проскочившим в крепость мужиком стоят крестьянские розвальни, виден угол деревян­ных саней, в которых на сене сидят два мужика. Они раздосадованы победой соперников, один даже замахнулся нагайкой на седока, другой в отчаянии обречённо взмахнул руками. Мужики бородаты, они старше сражающихся, солидный возраст мешает им участвовать в игре.

Событие происходит в пасмурный зимний день, небо затянуто облаками, солнце едва просвечивает над горизонтом, день клонится к вечеру. Вдали видны невысокие горы с отдельно растущими деревьями. Снег довольно-таки белый, какой бывает за городом, но не очень глубокий, полозья саней оставили ко­лею всего в несколько сантиметров. Из-под снега пробивается сухая прошлогодняя трава. Много снега соскребли мужики на строительство снежного город­ка. Справа, над головами людей различаются крыши домов, там начинается село или город.

«Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи», — так высказался Суриков о сво­ей работе. Ему также удалось создать зрителям ра­достное, светлое настроение праздника этой работой, она отличается от других его картин с мрачноватыми сюжетами теплотой и жизнерадостностью. Колорит­ность и выпуклость полотна достигается насыщен­ностью цвета, сочетанием серебристо-белого фона и ярких красок многолюдной толпы.

Поначалу картина не получила одобрения художе­ственного сообщества, затем её выкупил меценат, впо­следствии она получила именную медаль на выставке в Париже. Сейчас картина выставляется в Русском Государственном музее в Санкт-Петербурге.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.