Сочинение по картине В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»
Владимир Лукич Боровиковский — русский художник конца XVIII — начала XIX вв., непревзойдённый мастер портретной живописи. Среди знаменитых полотен встречаются парадные портреты: «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера», «Портрет Павла I в белом далматике», в которых художник обращает внимание на гражданственность, достоинство и благородство изображаемых им людей. Ещё большей известностью и любовью пользуются его полотна, в которых перед нами предстают женские образы, воплощающие идеалы красоты своей современности: «Портрет Е. А. Нарышкиной», «Портрет М. И. Лопухиной», «Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных». Особенным обаянием, привлекательностью и нравственной чистотой обладает полотно В. Л. Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой», написанный художником в 1795 году.
Героиней этого произведения живописи стала Екатерина Николаевна Арсеньева — фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, старшая дочка участника штурма Измаила генерал-майора Н. Д. Арсеньева. На портрете перед нами предстаёт молодая кокетливая и обаятельная девушка с мягкими чертами белоснежного лица, которые свойственны русским женщинам.
Глядя на картину, понимаешь, что перед нами — жизнерадостная добродушная девушка с весёлым характером. С портрета на нас смотрят озорные, кокетливые глаза. Курносый нос девушки слегка вздёрнут. На щеках лёгкий румянец. Алые губы задорно и весело улыбаются. Тонкие брови чуть-чуть приподняты. Белоснежный открытый лоб украшают кудри светлых волос, которые живописно спадают и на плечи. На голове молодой фрейлины — небольшая соломенная шляпка, изящной формы, с украшениями из плетения соломы косичкой, букетика колосьев и элегантного банта, виднеющегося сбоку.
Фигура Е. Н. Арсеньевой чуть повёрнута. Это подчёркивается отлетающей назад шалью. Екатерина Николаевна одета в белоснежное платье, сшитое из лёгкой воздушной ткани, украшенное золотистыми лентами и жемчужными бусинками. Платье придаёт образу девушки лёгкость и воздушность. На белоснежных руках Екатерины Николаевны — браслет из трёх рядов жемчуга. Украшения выполнены Боровиковским свободно, с применением чисто живописных средств. Художник не прибегает к излишней детализации. В другой руке Арсеньева держит жёлто-зелёное яблоко, которое считается символом Афродиты. Левая рука Екатерины Николаевны закрыта шалью изумрудного цвета, которая гармонирует с зеленью листвы, расположенной на заднем плане картины. В. Л. Боровиковский считал пейзаж очень значимым, поэтому большинство его портретов выполнены на фоне природы. Не стало исключением и данное полотно. Справа от девушки находится светло-коричневый ствол дерева с пушистой зелёной кроной, слева виднеется часть зелёной растительности. Чуть выше за девушкой — серо-голубой небосвод, закрытый облаками и светлеющий где-то вдали.
В. Л. Боровиковский выполнил свою картину «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» в тёплых золотистых, розовых и светло-голубых тонах. Все краски переливаются и искрятся. Весь портрет как бы окутан лёгкой дымкой. При этом создаётся ощущение пространства и воздуха, объёмности изображения. Художник талантливо уловил настроение своей героини, сумел передать её характер, полноту чувств и эмоций. Образ молодой фрейлины получился очень правдоподобным, полным движения и жизни. «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» В. Л. Боровиковского критики считают одним из самых высокохудожественных его произведений, которое отличается поэтичностью.
Изучая полотно с изображением молодой девушки, мы знакомимся с людьми эпохи конца XVIII — начала XIX вв. Но главное заключается в том, что картина излучает красоту, доброту и жизнерадостность, улучшает настроение. Озорство и неподдельная весёлость, которые чувствуются в характере девушки, заставляют невольно улыбнуться, а искренние чувства находятся вне времени и пространства.