Сочинение по картине З. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере- Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескучном под Харьковом, занятие живописью, замужество, рождение детей, затем война, революция, смерть любимого мужа, отъезд в Париж, разлука с детьми, жизнь и смерть в Париже. Получившие признание в дореволюционной России, долго пребывавшие в забвении на родине, сейчас произведения Серебряковой имеют мировую известность.
Картина З. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет» из счастливого периода её жизни, она написана в 1909 году, в имении Нескучное, где она с детьми задержалась до поздней осени. Однажды утром, проснувшись, взяв гребень в руки и подойдя к зеркалу, она увидела своё отражение, которое ей очень понравилось. Захотелось запечатлеть то счастливое состояние, в котором пребывала. А она, действительно, была счастлива — обожаемый муж, замечательные дети, любимая работа, прекрасная природа вокруг. Так и нарисовала девушка свой автопортрет в зеркале. В итоге получился не просто портрет, а жанровая сценка с обилием деталей.
Реальными на полотне являются рама зеркала и подсвечник, остальное — просто отражение в зеркале глазами автора. В центре картины, основную её часть занимает стоящая перед зеркалом очень красивая, молодая женщина, расчёсывающая свои длинные каштановые волосы. Чёрные брови вразлёт, карие лукавые глаза, нос горбинкой, розовые, красиво очерченные губы в полуулыбке. Женщина недавно проснулась, на ней надето ночное платье, съехавшее с одного плеча. Статная, с красивыми плечами и руками с длинными, сильными пальцами, вполоборота к зеркалу, стоит она в комнате, залитой солнечными лучами. Как истинная женщина, подойдя утром к зеркалу, она украсила себя, надев серебристый браслет, подчеркнувший изящество и грациозность рук. Волосы у неё такие длинные, что приходится придерживать их второй рукой, чтобы расчесать. Слева видна часть рамы зеркала, в котором отражаются Серебрякова и подсвечник. На переднем плане картины предметы, стоящие на столике у зеркала.
Длинная свеча в медном подсвечнике, со своим отражением в зеркале слева и справа, разные женские принадлежности на светлой скатёрке. Тут и флакончики с духами, шкатулки и баночки с косметикой, расписная баночка с украшениями, салфетки, а также вышитая подушечка с китайскими шпильками для волос, булавкой и колечком. Шпильки длинные, украшенные разноцветными стеклянными шариками. На заднем плане картины интерьер, состоящий из предметов нехитрого деревенского быта. Кусочек застеленной кровати с подушкой под кружевной накидкой, висящая на крючке одежда, белая двухстворчатая закрытая дверь. Слева от женщины простой деревенский умывальник с эмалированным тазиком и фаянсовым кувшином с водой. Над тазиком подвешена полочка, на ней лежат мыло, баночка с зубным порошком, на гвозде рядом с полочкой висит полотенце. Низ умывальника оборудован по деревенским привычкам: прикрыт занавеской, но белого цвета, в тон белёным стенам. Интересную деталь нарисовала художница — зеркало в зеркале. Над умывальником в овальной деревянной раме висит небольшое туалетное зеркало, в котором отражается, по-видимому, рама окна.
Рама у зеркала непростая, у неё имеются деревянные подсвечники, ведь электричества в деревне тогда не было, умывались в тёмное время суток при зажжённых свечах.
Солнечным зимним утром, увидев себя, молодую, красивую, полную счастья, Серебряковой захотелось нарисовать то, что понравилось в себе, увековечить свой образ для близких. Но запечатлеть не для самолюбования, ведь художница углядела в себе интересную натуру, яркое выражение чувственности, эмоциональную выразительность лица.
Муж уехал в дальнюю командировку, упустил возможность увидеть её такой, вот и захотелось оставить на память радость того зимнего дня. Если автопортрет был бы задуман, чтобы подать себя в выгодном свете, то Серебрякова не стала бы изображать себя в такой простой обстановке деревенского быта и в ночной сорочке. Нарисовала то, чего попросила душа. Этот душевный порыв понравился тогдашнему зрителю, нравится и сегодняшнему. Лучистые карие глаза, дарящие радость и доброту, смотрят на своё отражение в зеркале, и, кажется, с портрета проникают в сердце зрителя, вызывают симпатию и восхищение. Если сама женщина написана объёмно, чёткими мазками, то интерьер, предметы обихода, женские принадлежности изображены в стиле модерн. Все они кажутся декоративными, мелкими и второстепенными по сравнению фигурой натурщицы, только подчёркивают её очарование, молодость и красоту.
Картина была куплена на выставке, открывшей новую талантливую русскую художницу, для Третьяковской галереи, где и выставляется поныне.