Примечательно, что любовная линия «Соня и Раскольников» носит в романе характер личностной поддержки. Это прежде всего глубокое романтическое чувство, желание героев помочь друг другу в трудной жизненной ситуации. Не случайно Ф.М. Достоевский подчеркивает «беспокойный и до муки заботливый взгляд», которым Соня смотрит на Родиона.
Сцена, в которой Раскольников признается Соне в убийстве, является этапной для изменения его собственного отношения к своему деянию. Он одновременно видит детское испуганное лицо Лизаветы — невинной жертвы — и полное ужаса лицо Сони. Именно в разговоре с Соней после признания Раскольников начинает осознавать всю глубину своего нравственного падения.
Соня же ведет себя в этой сцене самоотверженно: она обнимает его, пытаясь погасить его зло и отчаяние, смягчить любовью. Соне передается возбужденное состояние героя, и она как настоящий друг мужественно разделяет с ним его горе: «Г лаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние духа уже проглядывало страшное бессилие. Соня поняла, как он мучается. У ней тоже голова начинала кружиться. И странно он так говорил: как будто и понятно что-то, но… «но как же! Как же! О господи!» И она ломала руки в отчаянии».
Настроение Раскольникова в сцене признания Ф.М. Достоевский обозначает как «мрачный восторг». Родион дает себе честную и беспощадную характеристику, осознав наконец, что он «самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен». Раскольников понимает, что у него был другой выход из создавшегося тяжелого положения, а он «озлился». Герой осознает, что он такая же вошь, как и все. Родион понимает, что убил себя, свою чистую душу. Он сравнивает себя с пауком и в отчаянии спрашивает у Сони, что делать. Соня уговаривает его сознаться.
Порфирий Петрович приходит к Раскольникову с разоблачением и предлагает ему явку с повинною и предлагает посодействовать сбавке срока. Однако Раскольников отказывается.
Совершенно случайно тайну Родиона узнает Свидригайлов. Он рассказывает обо всем сестре Родиона Дуне. Самым подлым образом он шантажирует девушку, обещая спасти ее брата. Потом он угрожает взять ее силой. В этот момент Дуня достает револьвер и стреляет в него, но пуля лишь слегка задевает его висок. Тут Дуня понимает, что не может убить человека даже для того, чтобы защитить себя. Она отбрасывает револьвер, а Свидригайлов отпускает ее. Свидригайлов понимает, что ни силой, ни угрозами не получит Дуню. От отчаяния он решает покончить с собой. Раскольников же, решаясь признаться в преступлении, все еще не понимает до конца глубину своего нравственного падения, воспринимая свое решение сознаться как шаг слабости.
Приговор оказался неожиданно мягким: восемь лет каторжных работ. Читатель узнает об этом в эпилоге.
Вскоре Дунечка вышла замуж за Разумихина, а Пульхерия Александровна умерла. Соня же отправилась вслед за Раскольниковым в Сибирь, устроилась работать портнихой и регулярно виделась с Родионом. Раскольников же стал равнодушен к своей судьбе. Физическая работа его даже радовала, а вот с другими заключенными он общего языка не нашел. Соню же, наоборот, все полюбили. Однажды во время поста Раскольников заболевает и видит сон о моровой язве: «Люди убивали друг друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга… начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса».
После болезни Родион узнает, что Соня тоже болеет. Однажды Раскольников сидит на берегу реки и тоскует. Неожиданно к нему подходит Соня: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее, и что настала же, наконец, эта минута… Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Ф.М. Достоевскому важно подчеркнуть, что, полюбив, Раскольников приходит к Богу. Причем сам, без участия Сони. Соня приносит ему Евангелие только тогда, когда он сам просит об этом. Таким образом, всем ходом развития своего психологического романа Ф.М. Достоевский как великий писатель-гуманист убедительно показывает, что все свои надежды на нравственное перерождение человека он связывает с религией. Лишь любовь и доброта, умение поддержать человека в самую трудную минуту способны преобразовать мир.
Идея наказания ярко выражена в символическом плане романа, включающем образы свечи, креста, тумана и воздуха.
Туман, например, символизирует мучительные раздумья и поиски выхода из сложившейся ситуации, а воздух воплощает мечту об освобождении от душевных мук. Наказание главного героя разделяют вместе с ним близкие ему люди: переживают мать и сестра Раскольникова, преданно разделяет судьбу любимого Соня. Остальному обществу легче изгнать оступившегося человека, чем помочь ему.
Таким образом, роман Ф.М. Достоевского — это роман прежде всего идеологический. Его главный герой пытается воплотить в жизнь свою теорию. Ф.М. Достоевского интересует человек-мыслитель, философ, человек, задумавшийся над вечными проблемами бытия.
Роман «Преступление и наказание» — самое яркое и совершенное произведение великого писателя-психолога. Бунт сильной личности против общественной несправедливости — традиционная для литературы тема. Одновременно это и типичный роман для 60-х годов XIX века, так как в это время в среде молодого поколения господствует разочарование, вызванное крушением утопических теорий. Любовная тема в романе оказывается второстепенной, хотя у героев и возникают между собой сильные чувства: Соня полюбила и поддержала Раскольникова, Дуня находит свое счастье с Разумихиным. Но все эти линии лишь факультативны. Не случайно они намечены лишь фрагментарно. Однако Ф.М. Достоевский убедительно показывает, что любовь возникает там, где есть поддержка и понимание. Только добрый и великодушный человек способен на это чувство.