Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 6

Примечательно, что любовная линия «Соня и Раскольни­ков» носит в романе характер личностной поддержки. Это прежде всего глубокое романтическое чувство, желание геро­ев помочь друг другу в трудной жизненной ситуации. Не слу­чайно Ф.М. Достоевский подчеркивает «беспокойный и до муки заботливый взгляд», которым Соня смотрит на Родиона.

Сцена, в которой Раскольников признается Соне в убийст­ве, является этапной для изменения его собственного отноше­ния к своему деянию. Он одновременно видит детское испу­ганное лицо Лизаветы — невинной жертвы — и полное ужаса лицо Сони. Именно в разговоре с Соней после признания Рас­кольников начинает осознавать всю глубину своего нравст­венного падения.

Соня же ведет себя в этой сцене самоотверженно: она об­нимает его, пытаясь погасить его зло и отчаяние, смягчить любовью. Соне передается возбужденное состояние героя, и она как настоящий друг мужественно разделяет с ним его го­ре: «Г лаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние духа уже проглядывало страшное бессилие. Соня поняла, как он мучается. У ней тоже голова начинала кружиться. И странно он так говорил: как будто и понятно что-то, но… «но как же! Как же! О господи!» И она ломала руки в отчаянии».

Настроение Раскольникова в сцене признания Ф.М. Дос­тоевский обозначает как «мрачный восторг». Родион дает се­бе честную и беспощадную характеристику, осознав нако­нец, что он «самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен». Раскольников понимает, что у него был другой выход из создавшегося тяжелого положения, а он «озлился». Герой осоз­нает, что он такая же вошь, как и все. Родион понимает, что убил себя, свою чистую душу. Он сравнивает себя с пауком и в отчаянии спрашивает у Сони, что делать. Соня уговаривает его сознаться.

Порфирий Петрович приходит к Раскольникову с разобла­чением и предлагает ему явку с повинною и предлагает посо­действовать сбавке срока. Однако Раскольников отказывается.

Совершенно случайно тайну Родиона узнает Свидригай­лов. Он рассказывает обо всем сестре Родиона Дуне. Самым подлым образом он шантажирует девушку, обещая спасти ее брата. Потом он угрожает взять ее силой. В этот момент Дуня достает револьвер и стреляет в него, но пуля лишь слегка за­девает его висок. Тут Дуня понимает, что не может убить че­ловека даже для того, чтобы защитить себя. Она отбрасывает револьвер, а Свидригайлов отпускает ее. Свидригайлов пони­мает, что ни силой, ни угрозами не получит Дуню. От отчая­ния он решает покончить с собой. Раскольников же, решаясь признаться в преступлении, все еще не понимает до конца глубину своего нравственного падения, воспринимая свое ре­шение сознаться как шаг слабости.

Приговор оказался неожиданно мягким: восемь лет ка­торжных работ. Читатель узнает об этом в эпилоге.

Вскоре Дунечка вышла замуж за Разумихина, а Пульхерия Александровна умерла. Соня же отправилась вслед за Рас­кольниковым в Сибирь, устроилась работать портнихой и ре­гулярно виделась с Родионом. Раскольников же стал равно­душен к своей судьбе. Физическая работа его даже радовала, а вот с другими заключенными он общего языка не нашел. Со­ню же, наоборот, все полюбили. Однажды во время поста Рас­кольников заболевает и видит сон о моровой язве: «Люди уби­вали друг друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, вои­ны бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга… начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и но­вую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса».

После болезни Родион узнает, что Соня тоже болеет. Од­нажды Раскольников сидит на берегу реки и тоскует. Неожи­данно к нему подходит Соня: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгнове­ние она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось беско­нечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее, и что настала же, нако­нец, эта минута… Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Ф.М. Достоевскому важно подчеркнуть, что, полюбив, Раскольников приходит к Богу. Причем сам, без участия Сони. Соня приносит ему Евангелие только тогда, когда он сам про­сит об этом. Таким образом, всем ходом развития своего пси­хологического романа Ф.М. Достоевский как великий писа­тель-гуманист убедительно показывает, что все свои надежды на нравственное перерождение человека он связывает с рели­гией. Лишь любовь и доброта, умение поддержать человека в самую трудную минуту способны преобразовать мир.

Идея наказания ярко выражена в символическом плане романа, включающем образы свечи, креста, тумана и воздуха.

Туман, например, символизирует мучительные раздумья и по­иски выхода из сложившейся ситуации, а воздух воплощает мечту об освобождении от душевных мук. Наказание главного героя разделяют вместе с ним близкие ему люди: переживают мать и сестра Раскольникова, преданно разделяет судьбу лю­бимого Соня. Остальному обществу легче изгнать оступивше­гося человека, чем помочь ему.

Таким образом, роман Ф.М. Достоевского — это роман прежде всего идеологический. Его главный герой пытается воплотить в жизнь свою теорию. Ф.М. Достоевского интере­сует человек-мыслитель, философ, человек, задумавшийся над вечными проблемами бытия.

Роман «Преступление и наказание» — самое яркое и со­вершенное произведение великого писателя-психолога. Бунт сильной личности против общественной несправедливости — традиционная для литературы тема. Одновременно это и ти­пичный роман для 60-х годов XIX века, так как в это время в среде молодого поколения господствует разочарование, вы­званное крушением утопических теорий. Любовная тема в ро­мане оказывается второстепенной, хотя у героев и возникают между собой сильные чувства: Соня полюбила и поддержала Раскольникова, Дуня находит свое счастье с Разумихиным. Но все эти линии лишь факультативны. Не случайно они намече­ны лишь фрагментарно. Однако Ф.М. Достоевский убедитель­но показывает, что любовь возникает там, где есть поддержка и понимание. Только добрый и великодушный человек спосо­бен на это чувство.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.