Вопрос 3 экзаменационного билета (билет № 21, вопрос 3)
Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?
Основное содержание «Слова о полку Игореве» связано с изображением суровых военных событий. В то же время богатство содержания этого выдающегося памятника древнерусской литературы таково, что «Слово» дает читателю многосторонние знания о самых разнообразных сторонах жизни русичей. Находит свое отражение в поэме и тема рода, семьи. Ярким свидетельством внимания автора к этой теме можно считать образ Ярославны.
Ярославна — жена князя Игоря, оставшаяся дома ожидать его возвращения из похода. Ее образ возникает в «Слове» в
самый трагический момент развития событий — когда Игорь оказывается в плену у половцев. Отрывок поэмы, в котором звучит голос жены князя, получил у исследователей памятника наименование «Плач Ярославны». Плач — один из жанров устного народного творчества. Это горестное обращение женщины к различным силам природы, заклинающее их помочь любимому и спасти его.
Стоя на стене в Путивле, Ярославна вещим сердцем почуяла, какая беда случилась с ее супругом. Она готова «кукушкой перелетной» устремиться к нему, чтобы «омыть раны на его кровавом теле». Она поочередно обращается к Ветру, Днепру и Солнцу. Ветру Ярославна шлет упрек: «Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя». К Днепру обращается с мольбой: «Вороти ко мне милого, чтоб не лить мне горьких слёз». А красное Солнце удостаивается укора за то, что «дружину князя зноем жгучим обожгло… в безводном поле жаждой… стрелкам луки стянуло».
В девятнадцатом веке автор одного из стихотворных переложений «Слова о полку Игореве» поэт Аполлон Майков высказал предположение, что в плаче Ярославны можно представить присутствие самого Игоря: «Обстановка этого плача будет: степь, утро, закуковала кукушка, напомнившая особенно живо Игорю его Ярославну, как видел он ее в последний раз на степе в Путивле… Там она стоит и обращает вопли свои в пустынную степь — к ветру, к реке, к солнцу, горюя и тоскуя любящим сердцем, чуя постоянно беду над милым…»
Итак, образ Ярославны воплотил в себе женскую верность, неизбывную заботу о близком человеке, ушедшем сражаться за родную землю. Этим образом открывается необъятная галерея обаятельных русских женщин, созданных последующими веками развития русской истории и литературы. Критик Евгений Осетров писал о развитии образа Ярославны в дальнейшей протяженности российской истории: «Во время татарского ига ее зовут Авдотьей Рязаночкой. Это она, миновав леса, озера и реки, ходила в «землю басурманскую», вызволяла пленных из неволи; она — Антонида в период Смутного времени, благословившая своего отца Ивана Сусанина на ратный подвиг; она — старостиха Василиса в памятном 1812 году». Этот перечень можно продолжить образом матери из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», героинями поэм и стихотворений Николая Алексеевича Некрасова и многими другими образами представительниц русского народа, которых мы встречаем в русской классической литературе. Если же приблизиться к нашему времени и вспомнить годы Великой Отечественной войны, то и тогда далекие потомки Ярославны поддерживали в трудную годину своих мужей и сыновей. «Просто ты умела ждать, как никто другой», — утверждал, обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения Константина Сергеевича Симонова «Жди меня». А героине поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» выпала тяжелая доля пережить трагедию ожидания родных, попавших в сталинские застенки, когда в бесконечных очередях у тюремного окошка толпились десятки тысяч жен, матерей, дочерей и сестер…
Любовь к родине и своим близким, верность, доброта, забота — вот те черты характера русской женщины, которые отражены в классической русской литературе. А первым таким образом была и остается Ярославна, созданная безымянным автором «Слова о полку Игореве».