Помещичья Русь и ее представители в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Работу над поэмой «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь начал в 1835 году; публикация первого тома состоялась в 1842 году. Это эпоха, когда в России существовало крепостное право, характеризующееся тем, что одна, меньшая часть общества (дворянско-помещичье сословие) присваивала себе плоды труда большей части (крепостных крестьян) и при этом могла полностью распоряжаться судьбой последних, покупать и продавать их. Такое положение вещей давало возможность помещикам вести паразитический образ жизни: ничего не делая, пользоваться всеми материальными благами. Гоголь, как и другие передовые люди России того времени, считал крепостничество тормозом на пути развития страны. Созданные им в «Мертвых душах» образы помещиков ярко показали, что крепостное право приводит к застою во всей экономической и общественной жизни страны, а сами помещики превращаются, по образному слову писателя, в «прореху на человечестве».
Основными образами-персонажами помещиков в поэме являются Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин. Главный «герой» поэмы Павел Иванович Чичиков подробно знакомится с ними во время своего путешествия с целью приобретения мертвых душ. Первым он посещает Манилова.
«Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы… На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…» Такими словами Гоголь начинает характеристику Манилова. Далее писатель сообщает о занятиях этого помещика: «Дома он говорил мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно. Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…» Затем мы узнаём, что главным предметом дум Манилова были мечты о несбыточном, например, о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост. Духовное развитие Манилова писатель характеризует выразительными деталями. Так, «в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года», а «на обоих окнах… помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками». По этим сделанным как бы мимоходом замечаниям читатель понимает, что Манилов — просто бездельник, впустую убивающий время. В то же время он не лишен привлекательных человеческих качеств: добр, гостеприимен, чувствителен, готов выполнить для приятного ему гостя даже такую непонятную и загадочную просьбу, как продажа мертвых душ. Обо всех чиновниках города он отзывается очень доброжелательно, характеризуя каждого самыми лестными словами.
Полной противоположностью Манилову в этом отношении оказывается Собакевич. В его оценке все городские чиновники — мошенники, губернатор — разбойник, и вообще: «один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если правду сказать, свинья». Внешность Собакевича очень внушительна: Чичикову он «показался весьма похожим на средней величины медведя». Он много внимания уделяет своему хозяйству, которое отличается особой прочностью. Собакевич — помещик патриархальных взглядов. Он считает, что в старину все было лучше, чем теперь. «Что это за люди? — пренебрежительно отзывается он о своих современниках, — мухи, а не люди». Слово «просвещение» этот помещик употребляет чуть ли не как ругательство, выказывая тем самым свое отвращение ко всякому прогрессу и нововведениям. Собакевич вовсе не удивлен предложением Чичикова продать ему мертвых душ, «смекнувши, что покупщик, верно, должен иметь здесь какую- нибудь выгоду». Однако он требует за них такую цену, что Чичиков приходит в ужас. Ему показалось, что в теле Собакевича «совсем не было души». «Человек-кулак» — такое определение дал Собакевичу Чичиков. Нужно, однако, отметить, что Собакевич — хороший хозяин. Он знает всех своих мужиков, ценит их мастерство. Тем не менее, по количеству мертвых душ, приобретенных Чичиковым, видно, что живется его крепостным несладко. Ведь среди мертвых оказываются и полные сил крестьяне, как, например, богатырь плотник Пробка Степан или каретник Михеев.
Неплохой хозяйкой является и помещица Коробочка, в гостях у которой Чичиков оказывается случайно, сбившись с дороги по вине кучера Селифана. Ее небольшое поместье содержится в порядке, дает обилие различных сельскохозяйственных продуктов. Но она, как и Собакевич, озабочена только собственной выгодой; больше всего на свете боится продешевить с продажей. Странная просьба Чичикова смущает ее лишь тем, что Коробочка никогда не торговала мертвыми душами и потому не знает цен на них. Это туповатая упрямая женщина, которую невозможно ни в чем убедить разумными доводами. В сердцах Чичиков называет ее «дубинноголовой».
Замечательно живописен у Гоголя образ помещика Ноздрева. Его, как и Манилова, совершенно не интересует ведение хозяйства. Цель его жизни — это пьяные кутежи, карточная игра, охота, разного рода мошенничества. По ироническому определению Гоголя, «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории… или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели… или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно».
Высшую степень человеческого падения демонстрирует Гоголь в образе помещика Плюшкина. Приехав в его поместье, Чичиков заметил на всех деревянных строениях «какую-то особую ветхость». Даже господский дом «глядел каким-то дряхлым инвалидом». Под стать дому и сам хозяин, одетый в такое тряпье, что Чичиков принял его за женщину. Далее Гоголь повествует, как дошел этот человек до жизни такой. В прежние времена он был бережливым хозяином, имел хлебосольную супругу, сына и двух дочерей. Но, потеряв семью, «старик очутился один… Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости…». Купцы, пораженные небывалой скаредностью Плюшкина, перестали ездить к нему за продуктом. «Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль… и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве».
Образы помещиков, представленные Гоголем в «Мертвых душах», являются типическими. Этим термином называют художественные образы, в которых воплотились черты, присущие многим людям, сконцентрированные в одном персонаже. Имена таких героев становятся нарицательными. Не только гоголевского героя, а любого праздного мечтателя, не способного ни к какой практической деятельности, называем мы и сейчас Маниловым; прижимистого хозяина, ни в чем не упускающего своей выгоды, — Собакевичем; бестолковую в своем упрямстве женщину — Коробочкой; лихого кутилу, нечистого на руку игрока и беззастенчивого вруна — Ноздревым, а скрягу и накопителя никчемного хлама — Плюшкиным. Все это означает, что образы, созданные Гоголем, характерны не только для его эпохи, а стали вечными человеческими типами.