Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Портрет Печорина, главного героя романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», возникает перед глазами читателей не на первых страницах романа, а только тогда, когда им уже известен весьма драматический эпизод из жизни этого персонажа, описанный в повести «Бэла». Там о событиях из его жизни и поступках мы узнавали от его сослуживца Максима Максимыча; теперь же имеем возможность увидеть его «собственными глазами» — точнее, глазами странствующего офицера, от лица которого ведется основное повествование.
Рисуя портрет своего героя, автор выбирает тон стороннего наблюдателя, который выносит суждения о характере наблюдаемого по внешним признакам и манере поведения.
Печорина автор романа и мы, следуя за его описанием, видим в тот момент, когда он, так и не найдя времени встретиться с Максимом Максимычем, следует к своей коляске, чтобы продолжить путешествие.
Начальные штрихи портрета не обещают ничего необычного: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно-чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев…». Однако уже здесь повествователь использует некоторые сведения, почерпнутые из предыдущих рассказов Максима
Максимыча: сюда можно отнести упоминания о «разврате столичной жизни» и «душевных бурях».
Затем портрет под пером Лермонтова приобретает четкие психологические оттенки, когда по отдельным деталям внешнего облика делается умозаключение о характере человека: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера».
После этой первой оценки — о скрытности характера — автор считает необходимым сделать оговорку: «Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо». И далее психологические выводы, извлеченные из анализа внешних признаков, следуют один за другим, причем зачастую без авторских комментариев.
«…Положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость; он сидел, как сидит Бальзакова 30-летняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала». По этому замечанию читатель самостоятельно может сделать вывод о пресыщенности жизнью и неизбывной скуке Печорина. Как бы развивая свою догадку о скрытности его характера, Лермонтов высказывает предположение о том, что на лице героя оставили след пережитые им страсти: «…белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства…»
Особое внимание уделяет Лермонтов описанию глаз Печорина, предвосхищая будущее толстовское определение глаз как зеркала души. Чтобы подчеркнуть важность этой детали, автор использует отдельный абзац.
«Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из- за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». Впечатляющее сравнение с блеском гладкой стали, ослепительным, но холодным, прямо указывает на суть натуры Печорина — сочетание яркой привлекательной внешности с часто проявляемой жестокостью, бессердечием и внутренним равнодушием ко всему, что не он сам.
И, наконец, последнее замечание портретной характеристики: «Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским», — не только можно считать завершающей ремаркой к истории с Бэлой, но и обещанием последующих любовных историй, что усиливает читательский интерес.
В целом портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» расширяет наше представление о характере героя и настраивает на ожидание развития образа в последующих частях романа. В композиционном же отношении этим портретом автор завершает психологическую экспозицию главного героя.
Таким образом, портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» имеет важное значение как в психологической мотивировке образа-персонажа, так и в композиционной структуре всего произведения.