Во главе русской национальной школы демократической живописи во второй половине XIX века стояли художники, объединившиеся в «Товарищество передвижных художественных выставок». В него входили И. Н. Крамской, И. Е. Репин,
В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и другие. Они находились под влиянием передовых взглядов русских писателей-демократов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Официальная дата образования Товарищества — 1870 год. Однако история его уходит в 60-е годы, период обострения политической борьбы в России в связи с отменой крепостного права в 1861 году.
В 1863 году в Петербургской Академии художеств произошел бунт: четырнадцать художников-выпускников вышли из Академии и создали свою художественную артель. Они вместе работали, ездили по всей России и рисовали с натуры. Из самой глуши художники привозили небольшие картины, в которых изображалась суровая правда жизни: бедные деревеньки с избами, покрытыми соломой, нищие крестьяне… Так сложилось товарищество, которое решило посвятить свое искусство народу.
По убеждениям художников нового направления, живопись должна быть правдивым, реалистическим отражением народной жизни, показывать тяжелое положение бедных и призывать к справедливости. Передовое реалистическое искусство в России всегда было связано с демократическим движением.
Художники-новаторы считали, что их картины следует выставлять не только в столице, но и в отдаленных уголках России, в провинции. И они устраивали выставки, которые перевозили из города в город. Поэтому их содружество и получило название «Товарищество передвижных художественных выставок», а сами участники его называются передвижниками. Передвижники вошли в историю русской культуры как прекрасные мастера живописи, они дали России Репина и Сурикова.
Для художников-передвижников излюбленным стал бытовой жанр. В этом отношении характерны картины В. Г. Перова. Например, его полотно «Тройка». У русского человека слово «тройка» вызывает представление о трех лошадях (на тройках ездили богатые люди в каретах, на санях). Но на картине мы видим, что в сани впряжены не кони, а люди, а к тому же — маленькие, слабые дети! Художник показывает жизнь детей бедняков, которым приходится выполнять непосильную работу. Они, надрываясь, тянут тяжелую, обледеневшую бочку с водой. Отданные в обучение в город к жестоким и грубым хозяевам, они проводят свою жизнь в непосильном труде.
Не только содержание картины, но и сам характер живописи не похож на парадное светское искусство: здесь нет ярких, веселых красок; скупые средства выражения как бы подчеркивают безысходность жизни бедноты, беспросветность нищеты.
Большое значение художники-передвижники придавали портрету, который позволял им раскрыть характер человека, его душевные переживания. Кисти передвижников принадлежит множество портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. В то же время интересно подчеркнуть и то, что передвижники писали портреты людей из народа. И. Н. Крамской создал целую галерею портретов русских крестьян.
Значительное место в художественном наследии передвижников занимает и пейзажная живопись.
Основоположником русского национального пейзажа явился А. К. Саврасов. Его картина «Грачи прилетели» имела огромный успех на одной из передвижных выставок. Исключительно точно подобраны и размещены на полотне все детали: на переднем плане березы, усеянные грачиными гнездами. Вдали, за колокольней сельской церкви, потемневшие весенние поля. Справа — пруд, в котором уже растаял лед. На снегу — легкие голубые тени от деревьев. А на фоне светло-голубого неба — стаи грачей, это первые вестники весны. Во всем чувствуется приближение тепла. Кажется, что и деревья пробуждаются к жизни, и воздух дышит весной, живо представляется птичий гам. Все это придает пейзажу особую жизненность. В своем внешне ничем не примечательном облике природа у Саврасова несет истинную поэзию.