Сочинение: Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл

Стихотворение Владимира Владимировича Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время гражданской войны, разрухи, голода, революцион­ного террора и насилия. Маяковский, который сразу стал на сторону большевиков и заявил: «Моя революция…» — все же видел и понимал, сколько горя и злобы принесла людям эпо­ха военного коммунизма. Призывом к милосердию и восста­новлению человеческих отношений, доброжелательности и взаимовыручки стало его стихотворение, где страдающим геро­ем была избрана… лошадь.

Начало стихотворения — словно камертон, настраиваю­щий восприятие слушателя на ожидание чего-то жестокого:

Били копыта,

Пели будто:

—  Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

Подчеркнутая аллитерация этих строчек словно бьет по черепу, вызывая ассоциации со смертью, грабежами и всеоб­щей грубостью. В то же время это звукопись, как бы подража­ющая «пенью» подков рабочей лошади, встреченной поэтом в Москве, в районе Кузнецкого моста. Уже в зачине стихо­творения заложена двойная кодировка: реальная бытовая кар­тинка — и предощущение ее символического смысла.

Событийный ряд стихотворения можно пересказать не­сколькими фразами. Лошадь упала на скользкой мостовой. Собрались зеваки, у которых происшествие вызвало злорад­ный смех. Лишь один поэт посочувствовал несчастному жи­вотному:

Подошел и вижу —

За каплищей каплища

по морде катится, прячется в шерсти…

И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы сих плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь».

И животное словно поняло человека, проявившего к ней участие:

…лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая, стала в стойло.

И всё ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.

В этом стихотворении Маяковский, что в его поэзии встре­чалось редко, продолжает традиции русской классики девят­надцатого столетия. Читатели невольно вспоминают забитую клячу из романа Федора Михайловича Достоевского «Преступ­ление и наказание», символизирующую положение «унижен­ных и оскорбленных» в капиталистическом городе.

Маяковский изображает картинку другой эпохи — но идей­ный смысл его стихотворения созвучен пафосу романа Достоев­ского и может быть выражен пушкинской формулой: «И ми­лость к падшим призывал».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.