Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл
Стихотворение Владимира Владимировича Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время гражданской войны, разрухи, голода, революционного террора и насилия. Маяковский, который сразу стал на сторону большевиков и заявил: «Моя революция…» — все же видел и понимал, сколько горя и злобы принесла людям эпоха военного коммунизма. Призывом к милосердию и восстановлению человеческих отношений, доброжелательности и взаимовыручки стало его стихотворение, где страдающим героем была избрана… лошадь.
Начало стихотворения — словно камертон, настраивающий восприятие слушателя на ожидание чего-то жестокого:
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
Подчеркнутая аллитерация этих строчек словно бьет по черепу, вызывая ассоциации со смертью, грабежами и всеобщей грубостью. В то же время это звукопись, как бы подражающая «пенью» подков рабочей лошади, встреченной поэтом в Москве, в районе Кузнецкого моста. Уже в зачине стихотворения заложена двойная кодировка: реальная бытовая картинка — и предощущение ее символического смысла.
Событийный ряд стихотворения можно пересказать несколькими фразами. Лошадь упала на скользкой мостовой. Собрались зеваки, у которых происшествие вызвало злорадный смех. Лишь один поэт посочувствовал несчастному животному:
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится, прячется в шерсти…
И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь».
И животное словно поняло человека, проявившего к ней участие:
…лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая, стала в стойло.
И всё ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.
В этом стихотворении Маяковский, что в его поэзии встречалось редко, продолжает традиции русской классики девятнадцатого столетия. Читатели невольно вспоминают забитую клячу из романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», символизирующую положение «униженных и оскорбленных» в капиталистическом городе.
Маяковский изображает картинку другой эпохи — но идейный смысл его стихотворения созвучен пафосу романа Достоевского и может быть выражен пушкинской формулой: «И милость к падшим призывал».