Вопрос экзаменационного билета (билет № 18, вопрос 2)
Тема родины в стихотворении А. А. Блока «Россия»
Поэтическое творчество Александра Александровича Блока принадлежит к числу замечательнейших явлений русской национальной художественной культуры. Блок по силе своего песенного голоса, по глубине его, искренности, по охвату темы, по огромности своего поэтического характера, по связи его с исторической жизнью нашей Родины является несомненно великим русским поэтом.
Творческий путь Блока начинался в русле новомодного литературного течения, возникшего на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, которое получило название символизм. Раннему поэтическому творчеству поэта свойственны были мотивы ухода от реальной действительности в мир мистических представлений. Таким в основе своей был первый сборник стихотворений Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Однако события начала двадцатого века в России, и прежде всего первая русская революция 1905-1907 годов, не оставили равнодушным поэта, необычайно чуткого ко всем явлениям окружающей его жизни. В его стихах появляются темы социального протеста, общественной активности. Изменения в мировоззрении поэта отражаются и в его творчестве. Одной из ведущих тем лирики Блока зрелого периода становится тема России. В письме Константину Сергеевичу Станиславскому поэт указывал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».
Главным мотивом в развитии темы России становится понимание того, что свою личную, индивидуальную судьбу поэт не может представить в отрыве от общенациональной судьбы.
Об этом Блок говорит в стихотворении 1908 года «Россия».
Уже в первой строфе образ родной страны предстает перед лирическим героем в постоянном движении:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи…
У читателя возникает ассоциация с гоголевской тройкой, несущейся по российским просторам. Но ее бег тормозится вечным отечественным бездорожьем. Так с первых строк задается контраст между мощью и скоростью тройки — и расхлябанными колеями ее пути…
А следующее четверостишие перекликается с лермонтовским стихотворением «Родина»:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!..
Как и во времена Лермонтова, Россия остается нищей страной, и понимание этого вызывает у лирического героя щемящее чувство любви к несчастной родине.
И дальше все произведение строится на сочетании мажорных и минорных нот. Но все же мажорный тон преобладает. Стихотворение пронизано надеждой на прекрасные перспективы страны: «Не пропадешь, не сгинешь ты…» — заявляет поэт.
Его уверенность возрастает в заключительной строфе: четыре ее строки звучат мощным жизнеутверждением:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка…
Но эта строфа, в отличие от предыдущих катренов, удлиняется еще на две строки — и в них звучит мотив тревоги:
…Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..
Искренний патриотизм поэта, соединенный с неизбывной тревогой за судьбу страны, определяет идейное содержание стихотворения Александра Александровича Блока «Россия».