Статья В. П. Розанова «О Лермонтове»
Статья известного публициста и философа В. П. Розанова «О Лермонтове» написана в 1916 году. В. П. Розанов в свойственной ему афористичной парадоксальной манере утверждает особую гениальность Лермонтова, даже превосходящую гениальность Пушкина.
«…За Пушкиным — я чувствую, как накинутся на меня за эти слова, но я так думаю — Лермонтов поднимался неизмеримо более сильною птицею», — пишет он. Он противопоставляет двух поэтов как поэтов обыкновенности и необыкновенности, отдавая предпочтение «необыкновенному» М. Ю. Лермонтову. Всеобъемлемость его предшественника была закономерным итогом развития литературы до него, это и было то золотое и гармоничное, что увенчало всю предыдущую эпоху. Но эпоха завершилась, и на свет явилось неожиданное и необыкновенное явление, полное тоски от своей спелёнутости, но полное жажды движения в этом новом мире. В. П. Розанов, размышляя о возможных путях развития поэта, высказывает интересную мысль, что ему суждено было стать действительным пророком. «Странная мысль у меня мелькнула, — пишет он. — И вытекла она оттого, что Лермонтов был деловая натура. Что в размеры «слова», она бы не уместилась. Но тогда куда же? «В Кутузовы» бы его не позвали, к «Наполеону» — не сложилась история, и он бы вышел в самом деле «в пророки на русский лад». Мне как-то кажется, что он ушёл бы в пустыню и пел бы из пустыни. А мы его жемчуг бы собирали, собирали в далёком и широком море, — умилялись, слушались и послушались».
Определяя миссию Лермонтова как духовного вождя народа, автор сравнивает его возможную будущность с жизнью Серафима Саровского — великого подвижника и аскета. Притягивает внимание особый тон поэта — это язык повелевающий, а не «навевающий», как у Пушкина. Литературное дарование Лермонтова Розанов вообще называет побочным в нём, лишь средством выражения предназначенного. А предназначено ему было, по мысли автора, написать русский аналог «Песни Песней» и «Экклезиаста» — ветхозаветных книг Ветхого Завета.
Заканчивает автор свою небольшую статью горьким сожалением о ранней смерти поэта и тяжёлой участи его убийцы Мартынова, вынужденного в народной памяти всегда, подобно Каину, убившему Авеля, стоять у него за спиной и проклинаться точно так же, как благословляется сам Михаил Юрьевич. Но Розанов призывает простить Мартынова, потому что главное — утвердить гений Лермонтова, а не проклясть его убийцу. Заканчивает свою статью словами: «Час смерти Лермонтова — сиротство России».