Стихотворения и баллады разных авторов
В 5-м классе мы изучали балладу Василия Андреевича Жуковского «Кубок». Тема баллады — вопрос о праве человека, имеющего власть, распоряжаться жизнью подданных и честолюбивых желаниях молодых людей, которые жаждут получить почести. На внеклассном чтении также в 5-м классе мы читали баллады «Людмила», «Светлана», «Лесной царь».
Кондратий Фёдорович Рылеев написал балладу, ставшую русской народной песней: «Смерть Ермака». Её мы изучали в 8-м классе. Обращение к истории для Рылеева служило поводом для решения современных проблем, возможностью высказаться на актуальные, но запретные в тогдашней литературе темы.
Константин Николаевич Батюшков — яркий представитель романтизма. Воспевал любовь, удовольствие, дружбу. Наиболее известны такие его стихотворения как «Весёлый час», «Мои пенаты», «Вакханка». В жанре элегии он писал о неразделённой любви, душевным переживаниям, например: «Разлука», «Умирающий Тасс» (Торквато Тассо — широко известный тогда итальянский поэт).
Евгений Абрамович Баратынский. В шестом классе мы изучали классе «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольётся…» (про облака). В его творчестве оригинальностью отличаются жанры элегии и послания. Его произведения отличаются лиризмом, философичностью и психологической глубиной.
Басни Ивана Андреевича Крылова мы читали в пятом и восьмом классах. Крылов высмеивает людские пороки, в иносказательном виде описывает те или иные значительные события (войну с Наполеоном и прочее).