Сюжет и композиция. Сам автор охарактеризовал особенность построения «Обломова». 1 часть он называет «увертюрой всего романа», своеобразным «прологом» к основной части, где разворачивается сюжетное движение: это «поэма любви», составляющая 2 и 3 части произведения. Только с признанием Обломова в любви к Ольге возникает романное действие. Именно здесь выявляется авторская позиция по отношению к герою и уточняется смысл понятия «обломовщина». Итог «поэмы любви», а вместе с ней и итог жизни главного героя, подводится в заключительной 4 части романа.
Таким образом, сюжетную основу произведения составляет история любви дворянского интеллигента, помещика Обломова к девушке цельного и одухотворенного характера Ольге Ильинской. Именно в любовной интриге сходятся все идейные линии романа, она составляет его идейно-композиционный центр. В драматическом действии показан подлинный характер главного героя, который разительно отличается от того, который мы видим в 1 части.
Такое значение любовной интриги в романе определяется писательской концепцией, согласно которой «любовь, с силою архимедова рычага, движет миром». Писатель считал, что это главное начало бытия. Человек, по мнению Гончарова, может раскрываться, показывать свою сущность только пройдя «школу любви». Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, натура непоэтическая, приземленная, получив согласие Ольги, восклицает: «Вот оно, последнее счастье человека!»
Можно сказать, что «Обломов» — роман не просто с любовным сюжетом. Это — роман о разных формах любви, проявляющихся в судьбах людей, во многом противоположных друг другу. Они отражаются в разных семейных укладах: семьях Обломова и Пшеницыной, Штольца и Ольги. Как и сами герои, жизнь этих семей изображается в соответствии с принципом антитезы, играющим важнейшую идейнокомпозиционную роль в романе. Во внешне счастливой, гармоничной семье Штольца и Ольги, основанной на любви и взаимоуважении, отсутствует главное — в ней нет устремленности к идеалу, общезначимой цели, эта семья как бы замкнута в самой себе. Вот почему Ольга в своей семейной жизни повторяет путь духовной неудовлетворенности Обломова, которой нет у Штольца. Антиподом семьи Штольца и Ольги является другой семейный союз — Обломова и Пшеницыной. Но и здесь автор не находит ту «норму», которую мечтает видеть. Умозрительности семьи Штольца противопоставляется нарочитая приземленность семьи Обломова и Агафьи Матвеевны, а потому и здесь нет искомой гармонии ума и сердца.
Смерть Обломова — это приговор тому, что связано в его характере с «обломовщиной», зато светлые стороны его натуры продолжаются в судьбах любивших его. Оказывается, что он не только губит себя своей апатией, бездеятельностью, но и внушает редкую любовь, которая меняет человека. Рядом с ним расцвела Ольга, и даже в счастливой семье со Штольцем она все чаще вспоминает Обломова. Обломов открыл человеческий смысл и свет, вдохнул душу в ранее почти автоматическое существование Агафьи Матвеевны. Недаром после смерти Обломова возникает неожиданное сближение этих двух столь несхожих героинь. Так оказывается, что слабый, пассивный Обломов обладал талантом доброты, который превращал его в натуру, активно воздействующую на других, пробуждающую в них все лучшее, доброе, высокое. Но такой человек обречен в современном мире. «Между идеалом и действительностью лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда», — констатировал Гончаров, и это противоречие выводит главную проблему романа далеко за пределы изображенной в нем эпохи.