Тематика лирики Пушкина отличается особым разнообразием: трудно выделить в ней какие-то отдельные мотивы. Пушкин, этот гений универсальности и гармонии, сумел охватить в своем творчестве все многообразие проблем человеческой жизни и окружающего его мира.
По тематике его лирику принято подразделять на следующие группы: философская («Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…» и др.), «Пора, мой друг, пора!…», «Подражания Корану», «Вновь я посетил…» и др.); гражданско-патриотическая и вольнолюбивая («Деревня», «К Чаадаеву», «Свободы сеятель пустынный…», «Анчар», «Из Пиндемонти» и др.); пейзажная («Погасло дневное светило», «К морю», «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Туча» и др.), лирика любви и дружбы («19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…» и др.), «К***(«Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» и др.); размышления о поэте и поэзии («Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.).
При этом необходимо учитывать, что одно и то же стихотворение вполне может быть отнесено к разным группам. Так стихотворение «Осень» — это не только знаменитое описание природы, но и глубоко философское стихотворение, которое в то же время тесно связано и с темой творчества. Вот почему любое разграничение лирики Пушкина достаточно условно, но все же определенные устойчивые идейно-стилистические тенденции позволяют выделить некоторые моменты общности и сгруппировать стихотворения в соответствии с периодом творчества поэта.