Темы романсов
Определить одним словом приведённые произведения далеко не всегда возможно, потому что тогда это будет сухая и неточная классификация, но в двух-трёх словах — можно всегда (порой иронически).
«Певец» (А. С. Пушкин) — сопричастность поэзии природы.
«Разуверение» (Е. А. Баратынский) — опыт не пропьёшь.
«К. Б.» (Ф. И. Тютчев) — любовь выше опыта.
«Отчего» (М. Ю. Лермонтов) — молодость не вечна.
«Среди шумного бала, случайно…» (А. К. Толстой) — любовь к образу.
«Я тебе ничего не скажу…» (А. А. Фет) — о партизанской любви.
«Серенада» (В. А. Соллогуб) — любовь земная и небесная.
«Доченьки» (А. Н. Вертинский) — ура! — на могиле споют.
«В землянке» (А. А. Сурков) — о разлуке.
«Жди меня…» (К. М. Симонов) — надежда.
«Очарована, околдована…» (Н. А. Заболоцкий) — магия любви.
«Ненаглядный мой» (Р. Ф. Казакова) — о прошлой любви.
«А напоследок я скажу…» (Б. А. Ахмадулина) — о грядущем суициде.
«На дальней станции сойду…» (М. И. Танич) — о счастливом дачнике.
«Подмосковные вечера» (М. Л. Матусовский) — трудное объяснение.
«Ваше благородие госпожа разлука…» (Б. Ш. Окуджава) — любовь вместо смерти.
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться…» (Б. Ш. Окуджава) — песня восхищённого потакателя.
«Песня о друге» (В. С. Высоцкий) — о подлинной дружбе.
«Я не люблю» (В. С. Высоцкий) — сдержанная ярость.
«Летучий ковёр» (Ю. Ч. Ким) — восхищение после госпиталя.
«Я люблю тебя, жизнь!» (К. А. Ваншенкин) — несчастная или взаимная? — вот в чём вопрос.
Удивляет, что авторы учебника-хрестоматии сочли романсом песню Владимира Семёновича Высоцкого «Я не люблю». В ней нет никакой напевности, это жёсткий ритм и сосредоточенное жёсткое чувство, лишённое какой бы то ни было лиричности. Также ни романсом, ни лирической песней не является «Песня о друге». По тем же причинам.
Песни «В землянке» и «Жди меня…» — это песни военных лет, не подходящие к определению романса. Если уж брать песни того времени, то надо говорить прежде всего о песне «Тёмная ночь».
Продолжая тему необоснованности включения в список романсов и лирических песен различных творений песенного жанра, можно заметить, что песня А. Н. Вертинского «Доченьки» — типичный шансон, «Ваше благородие госпожа разлука…» тоже гораздо ближе к шансону. «Летучий ковёр» Ю. Ч. Кима очень напоминает стихи Агнии Барто полным отсутствием мелодики. Такую песенку можно разучивать на уроках музыки в младшей школе, но не ставить её после песен В. С, Высоцкого и тем более не пытаться сделать из неё лирическую песню или, что ещё хуже, романс. Одним словом, ребята, это задание — явная подстава. Исходите из этого. Трудно даже как-то переформулировать их, как это мы делали во многих других вопросах.