Теория «трёх штилей»
К созданию теории «трёх штилей» Ломоносов пришёл от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык.
До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно- славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжностаринные слова, склонял и спрягал эти слова на церковнославянский манер.
— «Прочтоша, написаша», «Беззаконновахом, неправдовахом».
Вместо «ещё, тотчас» писали «паки, аще, абие». Письменная речь была переполнена славянизмами: «иже», «якоже», «понеже»… Употреблять «простой» язык в книжном сочинении считалось невежеством и необразованностью.
Ломоносов отделил, разграничил русский язык от церковно- славянского. Составил первую грамматику русского языка. Народный русский язык получил достойную честь и самостоятельность. Но преобразователь всё же советует поэтам учиться красотам и важности церковных книг.
Сочинение М. В. Ломоносова «О пользе книг церковных в российском языке» включило в себя разработанную учёным теорию «трёх штилей».
«Штили» | Слова | Жанры |
«Высокий» | Церковнославянские и русские | Героические поэмы, оды, трагедии |
«Средний» | Русские с небольшой примесью церковно-славянских | Драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии |
«Низкий» | Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских | Комедии, эпиграммы, песни, басни |
Ода — торжественное стихотворение, посвящённое какому- то событию или герою.
Поэма — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Трагедия — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно заканчивающуюся гибелью героя.
Драма — произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Сатира — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Эклога — стихотворное повествование или диалог, изображающий бытовые сельские сценки.
Элегия — стихотворение грустного содержания.
Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Чтобы определить принадлежность произведения к одному из «штилей», надо уметь различать церковнославянские и русские слова, определять жанр произведения.
Попробуем определить «штиль» уже известных нам произведений М. В. Ломоносова. Надпись «К статуе Петра Первого» — «высокий штиль». «Случились вместе два астронома в пиру…» — «низкий штиль».