Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?
Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было много поворотных событий, изменивших мировоззрение писателя, его эстетические позиции. Главное, что было в характере Толстого, — это постоянный поиск истины, смысла человеческого бытия. Это есть и в ранних повестях «Детство», «Отрочество», «Юность», и в самых поздних произведениях философского, характера, в которых он утверждает идею самосовершенствования и непротивления злу насилием. Борьба добра и зла постоянно волновала Толстого как человека и писателя.
Существует огромная коллекция портретов Льва Толстого: его рисовали, лепили, ваяли, фотографировали. Какой из знакомых вам портретов, по вашему мнению, наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного человека?
Запоминается потрет Л. Н. Толстого работы И. Н. Крамского 1873 года. Писателю 45 лет. Он уже прославленный автор «Севастопольских рассказов», автобиографической трилогии, романа «Война и мир», постоянный житель Ясной Поляны. Художник прекрасно передает напряженность мысли Толстого, острый взгляд, внутреннюю энергию. Лев Николаевич изображен в свободной рубахе, получившей название «толстовка».
В последние годы жизни писателя его много раз рисовал Илья Репин. Он создавал портреты и сюжетные картины, которые показывали старого Толстого в действии, в движении. Среди них особенно популярна картина «Толстой на пашне». Чем, на ваш взгляд, вызвана такая популярность?
В то время, когда был написан портрет, Толстой проповедовал идею опрощения, приближения к крестьянскому труду, сельскому быту. Толстой стремился учиться у народа его мудрости, постигать его философию. Кроме того, мастерство Репина позволило передать не только одежду писателя и его занятие несвойственным дворянину трудом, но и движение его мысли, состояние духовности в момент приобщения к крестьянскому труду.
Как вы оцениваете Льва Толстого как читателя, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений? Как вам кажется, стал бы Толстой вносить в эти списки те произведения, которые ему совсем не нравились, или он их не называл просто потому, что книги, которые не понравились, не остались в памяти?
Возвращаясь к словам Яна Амоса Коменского, Толстой проявил здесь такое важное умение читателя, как умение выбирать книгу. Именно по нравственному влиянию на формирование юного человека были включены в этот список книги. Здесь Нагорная проповедь (Евангелие), произведения русской и мировой классики, особенно А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. Он не ставил перед собой задачи вносить в этот список все прочитанные книги, которые ему нравились или не нравились, он вносил в него произведения, которые его потрясли духовно и оказали влияние на его нравственные убеждения.