Толстой, Отрочество. Как вы объясните, что лучшие описания природы у разных писателей связаны с ее грозными явлениями?

ГЛАВА II. ГРОЗА

Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят со­бытия в начале повести «Отрочество».

Глава «Гроза» описывает конец весны — начало лета. Это описание до деталей точ­но. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы — и кра­ски, и запахи, и звуки: «…в мокрых кус­тах слышно хлопотливое движение ма­леньких птичек, и из середины рощи ясно

долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи…» Все это в средней полосе России обычно происходит в конце мая — начале июня.

Очень точное и поэтичное описание грозы со­держит ряд картин. Используйте их последователь­ность для рассказа о грозе:облака сбираются в одну большую, мрачную тучу; туча приближается, и «вся окрестность принима­ет мрачный характер»;гремит гром, и сверкают молнии, но пока еще нет дождя;

«дождь как из ведра»;

дождь кончается: «обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы».

Вот один из вариантов такого рассказа.

«Весенняя гроза Сначала на небе не было ни облачка, но вдруг появилась большая темно-лиловая туча и стала — без ветра! — догонять нас. В ней часто вспыхивают молнии и слы­шится слабый гул.

Но вот туча приблизилась и раздался гром. Наконец облака закрыли все небо, и за ними скрылось солнце. «Вся окрест­ность вдруг изменяется и принимает мрачный характер». «Молнии вспыхива­ют как будто в самой бричке».

 

Наконец «ослепительная молния, мгно­венно наполняя огненным светом всю ло­щину, заставляет лошадей остановиться и,  без малейшего промежутка, сопровож­дается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес ру­шится над нами».

И только после этого начинается «косой дождь как из ведра». Однако скоро он ста­новится мельче и, наконец, прекращает­ся. Снова светит солнце. Радостное чувст­во охватывает путников».

Варианты таких пересказов-описаний могут быть различными. В такой пересказ каждый ученик может включать свои вос­поминания или пользоваться текстом по­вести Л.Н. Толстого.

Найдите фразу, которой кончается глава под названием «Гроза». Какие ощущения Николеньки передает такая концовка?

Для того чтобы передать ощущения, которые испытал Николенька, можно вспомнить несколько последних реплик:

«- Любочка! Катенька! — кричу я, по­давая туда несколько веток черемухи, — посмотрите, как хорошо!

Девочки пищат, ахают; Мими кричит, чтобы я ушел, а то меня непременно раз­давят.

— Да ты понюхай, как пахнет! — кри­чу я».

Мы видим, как радуется Николенька, как хочется ему поделиться своим состо­янием с близкими людьми. Наверное, каждый ученик может вспомнить такое же чувство возбуждения и радости, кото­рое возникает после того, как страшная гроза прошла и все вокруг вновь стало яр­ко и по-весеннему празднично.

Как вы объясните, что лучшие описания при­роды у разных писателей связаны с ее грозными яв­лениями? Напомним: вы недавно читали описание зимнего бурана, а теперь познакомились с блестя­щим описанием весенней грозы.

Писатели воссоздают то, что особенно удивляет или занимает не только их, но и всех людей. Бури, смерчи, цунами, урага­ны мы видим и на картинах, и в описани­ях художественных произведений. Писа­тель не может не заметить ярких явлений природы: они и удивляют, и в то же время часто привлекают своеобразной, пусть и мрачной красотой. Кроме того, что они волнуют писателей и художников, появ­ляется искреннее желание понять причи­ны, вызывающие стихии. Поэтому худож­ник часто является одновременно и твор­цом художественного произведения, и исследователем.

Вспомните стихотворения, которые посвяще­ны ярким природным явлениям. Прочтите их на­изусть. Сходна ли «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева с описанием грозы в повести Л. Н. Толстого? Если есть сходство, то в чем оно?

В «Весенней грозе» Ф. И. Тютчева изо­бражено то же природное явление, о кото­ром рассказывает Л. Н. Толстой. Но в сти­хотворении гроза весела и задорна, она не пугает, а только радует. Оба мастера худо­жественного слова описали одни и те же этапы этого бурного явления природы: от начала, «раскатов молодых», до возвра­щения солнца, которое — опять! — золо­тит все вокруг. Но у Ф. И. Тютчева это ве­селый праздник природы, а у Л. Н. Толс­того — грозное, но величественное явле­ние, после которого природа опять полна сил и радости.

Найдите в тексте главы Гроза примеры эпи­тетов, метафор, гипербол и сравнений. Какое из ху­дожественных средств ярче всего помогает предста­вить грозное явление?

Страшно-мрачная сторона гори­зонта; галки с растрепанными кры­льями; оглушительный треск грома, что, кажется, весь свод небес ру­шится над нами; косой дождь… лил как из ведра; все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком; оси­новая роща… как бы в избытке счас­тья…

Описание весенней грозы наполнено ху­дожественными приемами, которые помо­гают представить и даже пережить то, что описывает автор. В описании самых на­пряженных минут грозы более всего запо­минаются гиперболы, помогающие пред­ставить себе масштаб потрясения тех, кто наблюдает это явление природы.

Опишите свои впечатления от ярких явлений природы, которые вам пришлось наблюдать.

Чаще всего ученики описывают грозу, поскольку все, конечно, ее не раз видели и пережили, а также потому, что в своем рассказе можно использовать приемы и даже целые выражения из текста Толс­того.

Однако бывает и так, что ученики хотят поделиться своими необычными впечат­лениями. Однажды один ученик попытал­ся рассказать о том, как он наблюдал смерч. Правда, позже выяснилось, что этот смерч он наблюдал по телевизору. Од­нако и такой рассказ возможен: впечатле­ние от какого-то явления природы, кото­рое вас потрясло, может возникнуть при наблюдении за ним на экране.

Смерч.

Я внимательно смотрел на границу во­ды и неба — прямо на границе Черного моря — у самого горизонта. И вдруг уви­дел черную точку, которая возникла на самой этой границе. Вскоре черная точка увеличилась и поднялась над водой, но те­перь это был высокий столб, который упи­рался в небо. Он стремительно мчался в сторону нашего берега, и, казалось, скоро захватит нашу пристань. Нам повезло — направление ветра изменилось, и мы уце­лели».

ГЛАВА XI. ЕДИНИЦА

Почему глава названа «Единица»?

Названия глав повести «Отрочество» определяют их содержание. В этой главе рассказано о том, что Николенька не знал урока истории. Учитель спросил его. Как же он ответил? «Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову». Что же мог сделать учитель? «Вдруг рука его сде­лала чуть заметное движение, и в графе появилась красиво начерченная единица и точка; другое движение — и в графе по­ведения другая единица и точка». Так возникла роковая отметка.

Почему Володя обманул гувернера по поводу отметки младшего брата?

Володя спасал брата, и он не сказал гу­вернеру, что Николеньке поставили еди­ницу, потому что в этот день у них были гости. Если бы отец и бабушка узнали о такой отметке младшего сына, у них ис­портилось бы настроение и весь торжест­венный вечер пошел бы насмарку.

ГЛАВА XII. КЛЮЧИК

Какое задание дал отец Николеньке?

Отец послал Николеньку в свой каби­нет, чтобы тот достал там конфеты, кото­рые он хотел подарить имениннице.

Почему и это задание обернулось для него не­удачей?

На этот раз Николеньку подвело празд­ное любопытство: он решил проверить, от чего самый маленький ключик, висевший на связке ключей. Он точно определил, что ключик от портфеля, отпер его, но, за­пирая, сломал ключик.

Когда герой произнес: «Чему быть, тому не миновать»? Так ли, как он, вы понимаете смысл это­го выражения?

Николенька уже давно использовал это выражение во всех трудных минутах жиз­ни. Он когда-то подслушал его у Николая, и оно «производило на меня благотворное, временно успокаивающее влияние». Но, наверное, было бы точнее считать смысл этого выражения таковым: обстоятельст­ва сложились так, что уже ничего изме­нить нельзя и бесполезно пытаться что-то сделать.

Почему это высказывание названо в тексте фаталистическим? Что значит слово «фатализм»?

Фразу «Чему быть, тому не миновать» Николенька сказал сам себе. Эти слова значили, что все предопределено заранее и ничего изменить уже не удастся.

Справка. Фатализм (от латинского слова «фатум» — рок, судьба) — вера в то, что все события предопределены заранее.

ГЛАВА XIV. ЗАТМЕНИЕ

Как вы объясните вспышку ненависти и воз­мущения Николеньки? Почему Володя с ужасом и удивлением смотрит на его выходки?

Сам автор пишет о своих отроческих го­дах, вполне понимая причины, которые вызвали его нелепые и грубые поступки. Он пишет, что они совершались: «Под влиянием… внутреннего волнения и от­сутствия размышления…»

Вспышка ненависти и возмущения затмила разум. Он не только не подчинил­ся своему учителю, но и ударил его. Не­удивительно, что умный и наблюдатель­ный Володя «с ужасом и удивлением» смотрит на брата. Даже ему не понятны причины этих диких слов и выходок.

Как вы объясните чувства автора, которые звучат в последних словах главы? Какие приемы их подчеркивают («Василь! — сказал он отвратитель­ным, торжествующим голосом, — принеси розог»)?

В конце главы, когда «затмение» пол­ностью овладело Николенькой, его, ярост­но сопротивляющегося, взрослые дотащи­ли и бросили в чулан. Последнее, что слы­шал бедный Николенька, были слова о розгах. Стоит заметить, что розги приме­няли не только в XIX веке, в 2004 году в британском парламенте ставился вопрос о наказании розгами в учебных заведениях Англии. Так что этот метод воспитания детей в наше время пока еще не ушел в прошлое.

ГЛАВА XV. МЕЧТЫ

Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку?

Главным в этом описании было «воспо­минание о несчастии, постигшем» Нико­леньку: он «снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха». Особенно пу­гала Николеньку неизвестность.

2.  В чем герой искал причины всеобщей нена­висти к себе, которая, как ему казалось, была оче­видна?Николенька считал, что всеобщая нена­висть к нему, которую он сам придумал и в которую сам поверил, была порождена тем, что он — несчастный подкидыш, а вовсе не родной сын своего отца. Приду­мав эту историю, он стал себя жалеть и при этом придумывать, какими же подви­гами он прославит себя, чтобы люди вер­нули ему свою симпатию и любовь.

Попробуйте перечислить все варианты со­бытий, которые представил Николенька в своих мечтах.

Вариант первый рисовал объяснение с отцом, который, оказывается, не родной, но при этом честный и благородный чело­век, который его жалеет и прощает.

Вариант второй осуществлялся уже в рядах военных. Николенька представил себя гусаром, который приносит победу родной армии. И генерал бросается ему на шею и благодарит за одержанную победу, а затем сам царь поздравляет его.

Вариант третий — это уже дерзкий раз­говор с самим Богом. Николенька дерз­ко спрашивает, «за что он наказывает меня?».

Вариант четвертый. Николенька во­ображает, что он непременно умрет, и все сорок дней после смерти будет слушать, как все в доме будут его жалеть. Он даже представляет свою умершую мать, с кото­рой он встречается на небе…

Но очень скоро Николенька понимает, что продолжение мечтаний невозможно: «умственному взору моему представляет­ся в настоящем только одна страшно мрачная, непроницаемая даль».

Бывало ли так, что и вас посещали подобные грустные мечты?

Некоторые ученики любят рассказы­вать о своих мечтах, другие стесняются такого рассказа. Однако чаще всего маль­чики рассказывают о возможных, как им кажется, но совершенно нереальных во­инских подвигах, а девочки — о своих ус­пехах на конкурсах красоты. Будет хоро­шо, если ваши мечты будут воплощены в придуманном рассказе, созданном на ос­нове отважных поступков любимых геро­ев книг или кинофильмов.

ГЛАВА XVI. ПЕРЕМЕЛЕТСЯ, МУКА БУДЕТ

Что особенно угнетало Николеньку в его нака­зании?

Сначала Николеньку угнетало одиноче­ство — ведь он один ночевал в чулане и с ним никто не общался, а потом то, что его заставили просить прощения у учителя, а этого он сделать не мог.

Кто поддержал его успокоительной послови­цей? Почему пословица стала названием главы?

Успокоительную пословицу сказал слу­га Николай. Она стала названием главы прежде всего потому, что помогает понять временный характер всех бед, которые об­рушились на Николеньку.

Внимательно прочтите сцену с бабушкой. Как проявили в ней себя Николенька, его воспитатель и сама бабушка?

Каждый участник в сцене с бабушкой был по-своему прав и в то же время не прав. Николенька упрямился и не хотел признать свою грубость и ошибки, бабуш­ка не могла понять, почему он не призна­ет своих прегрешений, а воспитатель, как и Николенька, был раздражен и не мог справиться со своим гневом.

Перескажите разговор Николеньки с отцом. Решите, чем важна эта сцена для понимания состоя­ния героя.

Отец поймал Николеньку, который пы­тался убежать из дома. Он сразу же стал его наказывать, схватив за ухо. Но нака­зание не затянулось, потому что отец очень быстро понял, в каком состоянии Николенька. Он выслушал его и, когда у мальчика начались конвульсии, отнес его в спальню. Эта сцена показывает, как ве­лико отчаяние мальчика и как быстро отец сумел понять ту безысходность от ощущения одиночества и непонимания, которую переживал сын.

Почему Николенька утверждает, что все нена­видят его? В чем причина его заблуждения?

Николенька забыл о своих ошибках и проступках и искренне верил, что все ополчились против него без причины и стремятся наказать только по причине ненависти к нему. Такое заблуждение можно понять: каждый человек знает, как к нему относятся окружающие, но не­редко неверно оценивает причины, кото­рые вызвали такое отношение. Так, Нико­ленька, который наделал множество глу­постей — долго ленился, грубил, не делал уроки, — думал не о том, что и как сделал он, а с обидой думал только о том, как к нему относятся окружающие.

Какие слова авторского текста убеждают, что горькие дни жизни Николеньки позади? Найди­те их.

Стоит прочесть последние строки этой главы и станет ясно, что беды Нико­леньки позади: «Я заснул. Когда я про­снулся, было уже очень поздно, одна свеч­ка горела около моей кровати, и в комнате сидели наш домашний доктор, Мими и

Любочка. По лицам их заметно было, что они боялись за мое здоровье. Я же чувст­вовал себя так хорошо и легко после две­надцатичасового сна, что сейчас бы вско­чил с постели, ежели бы мне не неприятно было расстроить их уверенность в том, что я очень болен».

ГЛАВА XIX. ОТРОЧЕСТВО

Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства?

Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначе­нии человека, о будущей жизни, о бес­смертии души. При этом он считал, что именно он первый открывал великие и по­лезные истины.

Стоит подумать о том, не казалось ли каждому из нас, что именно мы открыли те или иные истины.

Каким образом Николенька хотел испытать свои нравственные силы? Зачем он это делал?

Николенька придумывал себе самые различные испытания: он стегал себя ве­ревкой, чтобы закалить свою волю, дер­жал в руках на весу тяжеленные словари (лексиконы), чтобы стать сильнее, вдруг бросал уроки, поскольку неизвестно, сколько продлится его жизнь и нужно пользоваться настоящим… Все эти спосо­бы проверки и испытания он проводил, прежде всего, чтобы закалить себя.

Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте обсудить эту проблему с Николенькой.

Не каждый шестиклассник может об­суждать проблемы симметрии. Однако каждый может вспомнить, как обсуждал эти вопросы Николенька. Так, для него вопрос о симметрии неожиданно перерос в вопрос о вечности и жизни человека. При этом он отвлекся и тут же стал размыш­лять о душе лошади-водовозки, которую он увидел из окна. Одной улыбки брата, заметившего его состояние, было доста­точно, чтобы Николенька сделал вывод: «…все то, о чем я думал, была ужасней­шая гиль (бессмыслица)».

Понятно ли вам, что такое скептицизм? Как вы объясните, почему им увлекался Николенька?

Узнав о скептицизме, Николенька стал сомневаться в существовании всего, что было вокруг него. Он даже пытался уви­деть… пустоту, если быстро оглянешься в противоположную сторону. Это увлечение поддерживалось и эгоизмом мальчика, поскольку давало ему право считать себя единственным во всем мире.

Справка. Скептицизм — философ­ская позиция, которая характеризуется сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Почему у подростка Николеньки «ум за разум заходил»?

Николенька считал, что в это время он со своими увлечениями философией скеп­тицизма был близок к сумасшествию. Но автор — взрослый Николенька — видел, что размышления по сложным вопросам, которые были не по силам уму мальчика, только вызывали привычку к отвлечен­ным размышлениям, которые не прино­сят пользы. Именно от отвлеченных и не­посильных размышлений у него «ум за разум заходил».

Согласны ли вы с тем, что Николенька делал философские открытия?

Сам Л. Н. Толстой понял, что никаких философских открытий ему в отрочестве сделать не удалось и едва ли они по силам и всякому взрослому, даже очень умному человеку. Став взрослым, автор написал: «…философские открытия, которые я де­лал, чрезвычайно льстили моему самолю­бию: я часто воображал себя великим че­ловеком…»

 

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.