Трагедия писателя в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Принято считать, что культовое произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» — это его лучший роман, подводящий итог под творчеством писателя. Одна из основных проблем, поднятых автором в романе – это трагедия писателя в советские времена. Булгаков считал, что для творческого человека не мыслимо хуже наказания, чем запрет писать о том, что хочется, честно выражать собственные мысли. Главный герой – Мастер столкнулся с этой бедой.
Он не похож на иных писателей столицы. Все, кроме него пишут в основном «на заказ», ставя материальную выгоду превыше всего остального. К примеру, поэт Бездомный не скрывает, что написанные им стихи убоги, ведь темы, затрагиваемые им в стихах, совсем не интересны Ивану. У него нет возможности вложить в них душу, поэтому и результат плох. Мастер же, не взирая на моду и указания Партии, отрицающих Бога, пишет о Понтии Пилате.
Мастер, конечно же, хотел бы и денег и славы, народного признания. Но он не ставит материальные ценности выше духовного, выше своих принципов. Мастер живёт в неблагоустроенном подвале, и это никак ему не мешает творить. А спутница жизни – Маргарита – ему во всём помогает. Булгаков специально не стал давать имя герою – так он хотел показать, что такая беда касается всех хороших писателей, желающих творить что-то настоящее.
Но Мастера постигла участь многих писателей того времени – его роман никто не хотел печатать, во всех издательствах он получал отказ. Даже не смотря на то, что его рукописи запойно читали издатели. В результате, на несчастного писателя обрушились советские критики, и он посчитал нужным сжечь рукопись. После чего Мастер был отправлен в психиатрическую лечебницу. Но Воланд – воплощение зла на земле, дьявол, приехавший в советскую Россию, возвращает к жизни написанный им роман, прихватив с собою и Мастера, и Маргариту. Видимо, посчитав, что не место им среди остальных людей.
Известно, что в образ и судьбу Мастера Булгаков вложил много из своей жизни. Написанный им роман подвергся острой критике и лишь по прошествии многих лет потомки оценили его труд по достоинству. И жизнь Булгакова – это не единственный пример. В 30-ые годы многие писатели были подвержены репрессиям со стороны власти, шедевры пылились на их полках. Тем не менее, сказанное Воландом оказалось правдой – «Рукописи не горят».