Тургенев, Анализ произведения Отцы и дети, План

Анализ произведения

Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направле­ния: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении.

Роман имеет особую композицию: он построен в форме диало­га, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем последняя глава выполняет роль эпилога, а все главы следуют одна за дру­гой по принципу «за» и «против».

Конфликтной основой является спор Базарова и Павла Петро­вича Кирсанова (демократы — либералы).

Начинается роман с экспозиции. В Марьино приезжает Арка­дий вместе со своим другом Евгением Базаровым. В этом произве­дении имеется несколько сюжетных линий, а именно: Базаров — Павел Петрович Кирсанов, Базаров — Одинцова, Базаров — Ар­кадий, Базаров — Ситников — Кукшина. Но основной является линия: Базаров — Павел Петрович.

В V главе начинают раскрываться некоторые подтекстовые моменты спора. Речь идет о нигилизме Базарова. Высказано не­сколько точек зрения. Объяснение нигилизма Николай Петрович пытается найти, обращаясь к этимологии этого слова. Павел Пет­рович в этот термин вкладывает пренебрежительный характер. И только Аркадий видит в данном слове общественный смысл. Нигилист — это человек, не признающий авторитетов, не скло­няющийся перед ними.

Далее рассказывается о героях. Чтобы составить более ясное представление о Павле Петровиче, Тургенев вводит предысто­рию его жизни, рассказ о княгине Р.

В VI главе продолжаются споры между Базаровым и Кирсано­вым, и теперь они затрагивают науку и искусство. Базаров высту­пает как сторонник науки, но такой, которая приносит практи­ческую пользу и ценность.

Конфликт постепенно обостряется и кульминацией идейного спора станет десятая глава.

Основным пунктом их расхождений является вопрос об отно­шении к существующей действительности. Базаров отрицает не только ее, но и строй, в котором они живут. Но Тургенев показал и слабые стороны этой программы. Дело в том, что Базаров и разночинцы предлагают программу-минимум: разрушить все, «место расчистить», а программы-максимума у них нет.

Второй вопрос — о народе, о русском мужике. Павел Петро­вич и Базаров сходятся в том, что русский народ патриархаль­ный, религиозный, женственный и забитый. Но если Павел Пет­рович умиляется этими чертами, считает их исконными, то Ба­заров протестует против такого отношения к мужику. Он считает, что ему надо дать образование, сделать его просвещенным.

Третьим пунктом разногласий является отношение к существу­ющим законам, постановлениям и нормам. Павел Петрович свято верит в то, что в России исполняются законы, а Базаров это от­рицает.

Их спор носит идейный характер и отражает два противопо­ложных взгляда на самые актуальные проблемы того времени.

После девятой главы общественные ситуации как бы отходят на второй план. Развязкой этой линии является дуэль Базарова с Павлом Петровичем, внешняя причина которой — поцелуй Фе­нечки. А внутренняя причина заключается в том, что эти два человека — антагонисты. Вся сцена дуэли дана в пародийном плане.

Тургенев психологически готовит Базарова к смерти, так как не находит ему места в жизни, показывает его депрессию.

Накануне смерти происходит встреча Базарова и Одинцовой. Эта сцена, одна из немногих в романе написанная в романтичес­ком ключе, раскрывает личность Евгения с совершенно иной сто­роны, показывает его благородство.

В последней главе все сюжетные линии приходят к развязке. Николай Петрович и Аркадий в один и тот же день женятся, первый — на Фенечке, второй — на Кате Одинцовой. Кроме того, в эпилоге рассказывается о судьбе Павла Петровича Кирсанова. Автор показывает его не физическую, но нравственную смерть. Он живет в Дрездене, и единственное, что связывает Павла Пет­ровича с Россией, — это пепельница в виде мужского лаптя. Мы видим, что он не нужен России.

Тургенев вводит в роман лирическую концовку, которая со­держит философские размышления автора.

Он считал, что в жизни есть истины вечные, а есть приходя­щие и уходящие. Такой вечной истиной для него является приро­да, а человек — временная истина, поскольку он приходит в этот мир и уходит из него. Автор пишет о грешном и бунтующем серд­це Базарова, ведь главный герой его произведения бросил вызов самой природе и самой действительности.

План

1. Базаров в имении Кирсановых.

2. В губернском городе.

3. В усадьбе Одинцовой.

4. В доме родителей Базарова.

5. Возвращение к Кирсановым.

6. Последний раз у Одинцовой.

7. Вновь в родном доме. Смерть.

8. Эпилог.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.