«Любовь – романтизм, гниль, чепуха, художество»? (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева)

Роман А. С. Тургенева «Отцы и дети»

Начиная читать роман А. С. Тургенева «Отцы и дети», я думал (ориентируясь на название), что в произведении представлен конфликт семейного типа: конфликт двух поколений «отцов» и «детей», проблема смены поколений (которая присутствует всегда и в жизни).

Однако, изучая страницу за страницей, я понимал, что, казалось бы, однобокая проблема облачена в разные цвета одеяний: тут и мораль, и становление «нового» человека, и столкновение мировоззрения и идеологии поколений…

Центральная фигура произведения, конечно же, Евгений Васильевич Базаров. Единственный сын своих родителей (простых и добрых людей, обожавших его), трудолюбию наученный в отчем доме, искренне любил своих родителей, хоть и отчаянно скрывал своё чувство под напускной небрежностью и суровой сдержанностью. Для него, вообще, имели смысл только точные науки: медицина, химия, физика, ботаника, зоология (в коих он был силён). Не понимал он и не принимал наук творческих и художественных, равно как и чувства считал чепухой и обыкновенным «словоблудием». Любовь «отплатила» Базарову сполна, её уроки привнесли тяжёлые последствия в судьбу главного героя. Они привели его душу в смятенное состояние, вывели из равновесия его самого и привели к душевному кризису, поставив под сомнение его вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Жизнь героя разделилась на «до» и «после», «право» и «лево». Душа разделилась надвое, от естественных наук (столь им любимых) его потянуло к поэзии и художественное восприятие окружающего мира стало обретать смысл.

Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой – начало трагического в судьбе Евгения Базарова. Человек, считавший любовь «романтизмом, гнилью, чепухой, художеством» отныне расколот на две половины, в нем живут и сосуществуют два человека: один – противник всего романтического и чувственного; второй – страстно влюблённый в Одинцову молодой человек. Заставляя его самого пересмотреть свои взгляды на любовь, писатель заставляет его переживать то, над чем сам Евгений Васильевич насмехался, что сам же и отвергал. Это был трудоёмкий внутренний процесс познания истинной любви, который заставил Базарова по-новому почувствовать жизнь и её природу. Как тут не вспомнить Чацкого, обречённого на одиночество? Ведь уже на смертном одре Базаров анализирует свою необходимость: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продаёт»…

Автор пытается рассказать нам, уверить нас в том, что любовь всесильна и её игнорирование или высмеивание – небезопасно, Несчастная любовь способна ломать судьбы, отрицание её существования неизбежно приведёт нас к трагедии (душевному кризису, разделению души). Но надо отдать должное главному герою: он не унижен, он борется! Тут нам автор показывает, что даже в ситуации, когда Базаров не может всецело владеть самим собой – он не сдаётся, он проявляет «дух нигилиста»!

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.