Как изображен Теркин в главе «Два солдата»? Почему она так названа?
Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэта, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
— Побьем, отец…
Глава названа «Два солдата» не случайно. Диалог деда и Теркина свидетельствует о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Можно ли считать, как утверждает автор, Теркина и старика солдатами-братьями?
Можно. Оба вынесли на войне много суровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легкостью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:
И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо.
Разговор ведут солдатский,
Дружно спорят, горячо.
Рассуждения молодого солдата нравятся старику, и он признает его право на равенство: |
Рассуждать со мной достоин.
Ты — солдат, хотя и млад,
А солдат солдату — брат.
Какое отношение проявляют друг к другу старик и Теркин? Как это выражено в их словах, поступках, жестах, манере обращения?
Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперничающее — такими словами можно охарактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколений давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной деталью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солдату самому». «Брат» и «солдат» — наиболее частые обращения старика к Теркину. В свою очередь, молодой боец называет старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.
Какие сказочные, обрядовые и народно-песенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?
Прошло три года с момента прощания «двух солдат» в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупация, бои… И наконец, новая встреча — при отступлении немцев. И Теркин — во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, которому доверено руководить разведывательной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произведенным в офицеры, но впоследствии решил оставить все же рядовым бойцом (поэма называлась «Книга про бойца»), и потому в главе «Дед и баба» он назван «старшой», «молодец», «вроде даже офицер». Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе «Два солдата», а с достоинством и доброй шуткой-полувопросом отвечает:
— Закусить бы счел за честь,
Но ведь нету, бабка, сала?
Самое главное — уверенность в грядущей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобретения. Он теперь не просто «мастер-ухарь, с кем сидели у стола» и не только «цел покуда», «а теперь гляди, кто буду, — вроде даже офицер». Появляется и такое новшество в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: «Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь». Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.
Сопоставьте сцены прощания в главах «Два солдата» и «Дед и баба». Что общего в них и что
различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?
Есть что-то общее в сюжетах глав «Два солдата» и «Дед и баба». Это, прежде всего, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе — не будет ли отступлений). Но есть и различия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадавшаяся крестьянка от радости освобождения и встречи с дорогим человеком, русским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая угощение, оказывает уважение крестьянскому дому:
И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной.
Табаку отсыпал деду И простился.
Часы — очень важная деталь, связующая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доброе прошлое, нежели представляли практическую ценность, а фашист-разрушитель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берлина, еще раз выражая свой победный оптимизм и природный юмор.
Какие изменения происходят в облике старика и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?
Изменения происходят вследствие перенесенных в оккупации страданий, неотступного страха быть убитыми. Постаревший дед стремится предугадать ход военных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.
И уже казалось деду, —
Сам хотел того иль нет, —
Перед всеми за победу Лично он держал ответ.
И он больше не разговаривает с чувством некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защитнику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.
Меняется и отношение к своему супругу и со стороны бабки. Если в главе «Два солдата» мы читаем:
С кем жила — не уважала,
С кем бранилась на печи,
От кого вдали держала По хозяйству все ключи,
то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.
Две войны прошел солдат Целый, невредимый.
Пощади его, снаряд,
В конопле родимой!
И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он
За топор — и наперед Заслонил старуху.
Гибель верную свою,
Как тот миг ни горек,
Порешил встречать в бою,
Держит свой топорик.
Так, общие испытания военного лихолетья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уровень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.
Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава «О себе»?
Глава «О себе» дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о формировании его мировоззрения, об обогащении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обращается к читателю с сокровенным. Поэтическое раздумье писателя идет к самому сердцу читателя, который приглашается к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему придают особый лиризм, теплоту, приближают его к герою, автору произведения, изображаемым событиям.
Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе «О себе» Твардовский делает Теркина своим земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится битвой за родной дом и дорогой к нему.
Я дрожу от боли острой,
Злобы горькой и святой.
Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой.
Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой.
То, что я всем сердцем славил И любил, — за той чертой.
Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?
Одна из важных тем поэмы «Василий Теркин» — тема родной земли, родного края. В главе «О себе» большое место занимают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. «Мать-земля моя родная» — дважды обращается поэт к своей малой родине.
И еще одно обращение — «отчий край». Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символическом смысле. Для него родина и детство едины. Это «милый лес», который красочно описывает Твардовский, и «стежка до колодца», и дворик, «где песочек золотой», и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это «край, страдающий в плену».
Каковы размышления автора о своих связях с героем? В чем смысл этих рассуждений? Можно ли сказать, что в этой главе достигается единство лирического и эпического начал в поэме, трагическая гармония?
На данный вопрос о слиянии лирического и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и переживаниями о родине, которая у них по воле автора одна — Смоленщина.
Отвечая на упреки в свой адрес, что в «Книге для бойца» автор многое пишет о себе и от себя, Твардовский отвечает:
Но давайте скажем честно:
Я ведь тоже человек.
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
Он земляк мой, и, быть может,
Хоть нимало не поэт,
Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну — нет.
Теркин — дальше. Автор — вслед.