Твардовский, Василий Тёркин. Как изображен Теркин в главе «Два солдата»?

Как изображен Теркин в главе «Два солдата»? Почему она так названа?

Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста­рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян­ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель­ствами, мастеровой, знающий и крестьян­скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов­щик-профессионал. Зная хорошо быт де­ревни, Теркин уверен, что у старухи при­пасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэ­та, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это чер­та трудового русского человека, умеюще­го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

—   Побьем, отец…

Глава названа «Два солдата» не случай­но. Диалог деда и Теркина свидетельству­ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Можно ли считать, как утверждает автор, Тер­кина и старика солдатами-братьями?

Можно. Оба вынесли на войне много су­ровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко­стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо.

Разговор ведут солдатский,

Дружно спорят, горячо.

Рассуждения молодого солдата нравят­ся старику, и он признает его право на ра­венство: |

Рассуждать со мной достоин.

Ты — солдат, хотя и млад,

А солдат солдату — брат.

Какое отношение проявляют друг к другу ста­рик и Теркин? Как это выражено в их словах, по­ступках, жестах, манере обращения?

Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперни­чающее — такими словами можно оха­рактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколе­ний давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной дета­лью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солда­ту самому». «Брат» и «солдат» — наибо­лее частые обращения старика к Тер­кину. В свою очередь, молодой боец назы­вает старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.

Какие сказочные, обрядовые и народно-пе­сенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?

Народно-песенные традиции проявля­ются в ритмике стиха, интонациях, свой­ственном песне хореическом размере. Са­ма ситуация, принятая в сказках, «Жи­ли-были дед и баба» и оказывающий им помощь «добрый молодец», использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле­нии применительно к войне. Народно-поэтические выражения «то-то ладно, то и складно», «дунул, плюнул, — что ты ду­маешь, пошли» и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.
Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе «Дед и баба»? Что, по-ва­шему, приобретено и что утрачено солдатом?

Прошло три года с момента прощания «двух солдат» в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупа­ция, бои… И наконец, новая встреча — при отступлении немцев. И Теркин — во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, ко­торому доверено руководить разведыва­тельной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произ­веденным в офицеры, но впоследствии ре­шил оставить все же рядовым бойцом (по­эма называлась «Книга про бойца»), и по­тому в главе «Дед и баба» он назван «старшой», «молодец», «вроде даже офи­цер». Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе «Два солдата», а с достоин­ством и доброй шуткой-полувопросом от­вечает:

— Закусить бы счел за честь,

Но ведь нету, бабка, сала?

Самое главное — уверенность в гряду­щей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобре­тения. Он теперь не просто «мастер-ухарь, с кем сидели у стола» и не только «цел по­куда», «а теперь гляди, кто буду, — вроде даже офицер». Появляется и такое новше­ство в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: «Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь». Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

Сопоставьте сцены прощания в главах «Два солдата» и «Дед и баба». Что общего в них и что
различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?

Есть что-то общее в сюжетах глав «Два солдата» и «Дед и баба». Это, прежде все­го, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе — не будет ли отступлений). Но есть и разли­чия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадав­шаяся крестьянка от радости освобожде­ния и встречи с дорогим человеком, рус­ским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая уго­щение, оказывает уважение крестьянско­му дому:

И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной.

Табаку отсыпал деду И простился.

Часы — очень важная деталь, связую­щая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доб­рое прошлое, нежели представляли прак­тическую ценность, а фашист-разруши­тель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берли­на, еще раз выражая свой победный опти­мизм и природный юмор.

Какие изменения происходят в облике стари­ка и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?

Изменения происходят вследствие пе­ренесенных в оккупации страданий, не­отступного страха быть убитыми. Поста­ревший дед стремится предугадать ход во­енных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

И уже казалось деду, —

Сам хотел того иль нет, —

Перед всеми за победу Лично он держал ответ.

И он больше не разговаривает с чувст­вом некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защит­нику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

Меняется и отношение к своему супру­гу и со стороны бабки. Если в главе «Два солдата» мы читаем:

С кем жила — не уважала,

С кем бранилась на печи,

От кого вдали держала По хозяйству все ключи,

то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.

Две войны прошел солдат Целый, невредимый.

Пощади его, снаряд,

В конопле родимой!

И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он

За топор — и наперед Заслонил старуху.

Гибель верную свою,

Как тот миг ни горек,

Порешил встречать в бою,

Держит свой топорик.

Так, общие испытания военного лихо­летья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уро­вень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава «О себе»?

Глава «О себе» дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о фор­мировании его мировоззрения, об обога­щении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обра­щается к читателю с сокровенным. Поэти­ческое раздумье писателя идет к само­му сердцу читателя, который приглаша­ется к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему при­дают особый лиризм, теплоту, приближа­ют его к герою, автору произведения, изо­бражаемым событиям.

Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе «О себе» Твардовский делает Теркина сво­им земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится бит­вой за родной дом и дорогой к нему.

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой.

Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой.

То, что я всем сердцем славил И любил, — за той чертой.

Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?

Одна из важных тем поэмы «Василий Теркин» — тема родной земли, родного края. В главе «О себе» большое место зани­мают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. «Мать-земля моя родная» — дваж­ды обращается поэт к своей малой родине.

И еще одно обращение — «отчий край». Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символи­ческом смысле. Для него родина и детство едины. Это «милый лес», который красоч­но описывает Твардовский, и «стежка до колодца», и дворик, «где песочек золо­той», и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это «край, страдающий в плену».

Каковы размышления автора о своих связях с героем? В чем смысл этих рассуждений? Можно ли сказать, что в этой главе достигается единство лирического и эпического начал в поэме, трагиче­ская гармония?

На данный вопрос о слиянии лириче­ского и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и пе­реживаниями о родине, которая у них по воле автора одна — Смоленщина.

Отвечая на упреки в свой адрес, что в «Книге для бойца» автор многое пи­шет о себе и от себя, Твардовский отве­чает:

Но давайте скажем честно:

Я ведь тоже человек.

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Он земляк мой, и, быть может,

Хоть нимало не поэт,

Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну — нет.

Теркин — дальше. Автор — вслед.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.