Как вы объясняете название рассказа?
Название имеет широкий смысл. Лидия Михайловна вела уроки французского языка в школе. Она приглашала юного героя к себе домой на дополнительные занятия французским языком, много разговаривала и пыталась угостить ужином. Уроки давали свои плоды, так как он был способным мальчиком. Они не только помогли преодолеть отставание в учебе, но и развивали интерес к языку, заставляли самостоятельно заглядывать в словарь, в дальние учебные тексты. Фактически автор под названием уроки французского подразумевает уроки доброты, гуманности, цель которых — как-то помочь мальчику, отогреть его душевно.
Кратко расскажите о событиях этого рассказа и важнейших элементах его сюжета.
В рассказе описываются автобиографические события 1948 года.
Герой рассказа, пятиклассник, после окончания в деревне начальной школы был отправлен в райцентр для продолжения учебы. Жил на квартире. В деревне царил голод, и мать помогала ему продуктами очень скудно, да и то часть их воровали то ли хозяйка, то ли ее голодные дети.
Будучи способным ребенком, он учился хорошо, но не ладилось с французским языком из-за произношения. Эти предварительные сведения о жизни и учебе подростка составляют экспозицию рассказа.
Мальчик любил игры, которые развивали ловкость, точные движения. В райцентре ребята играли на деньги, что преследовалось взрослыми. Рассказчик приобщается к компании старших подростков, в совершенстве овладевает их игрой и начинает зарабатывать себе на еду. Здесь складывается завязка сюжета. Его успехи вызывают озлобление товарищей, и он дважды подвергается побоям. О его игре на деньги узнает классный руководитель и учительница французского языка Лидия Михайловна, которая проводит с ним беседу и узнает причины его участия в азартной игре. Она пытается как-то помочь мальчику, осторожно, не ущемляя его достоинства. Понимая его способности к учебе, она приглашает его домой для дополнительных занятий языком. Жалея мальчика, она пытается усадить его за стол поужинать, однако стеснительный и в то же время обостренно гордый мальчик отказывается от угощений, заявляя, что сыт. Дополнительные уроки не только помогают ликвидировать пробелы в знаниях и произношении, но и развивают вкус к языку, желание самостоятельно заниматься, почитать дальние тексты в учебнике, заглянуть в словарик.
Отчаявшись помочь мальчику, в том числе и неудачно отправленной посылкой с макаронами и гематогеном, которые невозможно купить в деревне, Лидия Михайловна решается на крайний шаг. Она заинтересовывает его игрой на деньги, которая при всей ее «непедагогичности» становится орудием доброты. Мальчик честно выигрывает свои копейки и рубли, чтобы купить необходимое ему от малокровия молоко. Игра также сближает подростка и его учительницу.
Эпизоды игры — кульминационные моменты рассказа. Развязка наступает неожиданно. Живущий в другой половине дома директор школы Василий Андреевич, педагог и школьный администратор, пораженный шумом в квартире Лидии Михайловны, застает ее за игрой с мальчиком. «Я теряюсь сразу назвать ваш поступок, — задыхаясь, произнес он. — Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое… — И воздел руки над головой». Лидия Михайловна уехала в свой родной Краснодарский край. Больше герой ее никогда не видел.
Среди зимы он получил посылку с укладками макарон и тремя красными яблоками, которые раньше видел только на картинках.