В. Скотт. Айвенго. Какой женский характер вас заинтересовал?

Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напом­ним, что события романа «Айвенго» относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литера­туре.
Будущий король Ричард Львиное Сердце родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 году. Он получил прекрасное образование, вла­дел несколькими языками, был тонким ценителем музыки и поэзии, физически был очень сильным, мастерски владел оружием, был заядлый охотник, человек редкого/ личного мужества, щедрости и благородства и одновременно с этим жес­токий, коварный, жадный, безрассудный искатель приключений, желающий совер­шать бессмысленные подвиги и завоевы­вать награды и земли. Он не обращал вни­мания на повседневные дела управления своими владениями, был невероятно за­носчив, честолюбив и властолюбив. Все эти качества соединялись в одном чело­веке.

В 1169 году король Англии Генрих II произвел раздел владений между сы­новьями, по которому Ричард получил Аквитанию, Пуату и Овернь.

Впоследствии много сил было отдано Ричардом на организацию крестового по­хода за освобождение Иерусалима, захва­ченного войсками египетского правителя Саладина. Ричард истратил на снаряже­ние войска всю казну. «Я продал бы Лон­дон, если бы нашелся покупатель», — го­ворил он. Пока король вел с переменным успехом войну с Саладином, в Англии на­чалась борьба за власть, и Ричард вынуж­ден был отплыть домой, добившись лишь незначительных соглашений, надолго ос­тавив о себе память в арабских землях. По дороге домой Ричард был схвачен и зато­чен в замке на берегу Дуная, но потом был освобожден и даже сумел вернуть себе власть в Англии.

Вскоре Ричард начал подготовку к войне с Францией, и в 1194 году он покинул Анг­лию. При осаде замка Шалю король был ранен и умер от начавшейся гангрены.

Историки не один век спорят о личнос­ти Ричарда Львиное Сердце. Одни счита­ют, что Ричард метался по миру, забыв свою страну и разоряя ее города. Другие подчеркивают, что Ричард был истинным сыном своего века — века рыцарства, и его действия вполне вписывались в ры­царский идеал. Ричард в Европе и Азии искал воинской славы и бессмертных подвигов и остался в памяти поколений как великий герой и безуспешный политик.

Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание ав­тора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)?
В. Скотт замечает в предисловии, что общая канва этой истории встречается во все времена и у всех народов. Эта история рассказывает о странствии переодетого мо­нарха, который из любопытства или ради развлечения появляется в низших слоях общества и попадает в разные забавные си­туации. Такие сюжеты чрезвычайно любо­пытны с точки зрения описания нравов времени. Состязание веселого монаха-отшельника (стоит обратить внимание уже на сочетание несочетаемых слов веселый и отшельник), изображающего из себя аскетичного и скромного служителя церк­ви, и скрывающего свое имя короля, выво­дящего на чистую воду плутоватого хозя­ина, занимательно изображено писателем и выявляет характеры основных героев.

Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь ро­мана.

Прекрасная леди Ровена представляет собой типичную романтическую героиню, ради которой отважный рыцарь со­вершает свои подвиги.

Красавица Ревекка — образ более слож­ный, яркий и интересный. Девушка де­ятельна: она врачует раны, исцеляет боль­ных. Она очень умна и отважна: в минуту наивысшей опасности ведет споры с рыца­рем Храма Буагильбером о роли судьбы: «Люди нередко сваливают на судьбу по­следствия своих собственных бурных страстей». В разговоре с Айвенго она на­зывает рыцарские подвиги жертвоприно­шением демону тщеславия. Ревекка обла­дает чувством собственного достоинства, у нее свои представления о чести — она да­же упрекает Буагильбера за то, что ради нее он готов изменить своей вере. Героиня вызывает уважение, восхищение и сочув­ствие. Ей не суждено стать счастливой, но суждено обрести душевный покой.

Какая сцена романа представляется вам са­мой важной для развития действия?

Часто утверждают, что это Божий суд, хотя есть читатели, для которых кульми­нация — битва за замок де Бефа.

Сколько сюжетных линий вы видите в ро­мане? Кто их герои?

В романе несколько сюжетных линий:

1) история жизни и любви храброго ры­царя Айвенго и прекрасной леди Ровены. Героями этой линии являются также Сед­рик — отец Ровены, родственник Атель­стан, Гурт и Вамба; 2) история взаимоот­ношений Ревекки и Буагильбера. Кроме них, герои этой линии — отец Ревекки Исаак, Айвенго; 3) события, связанные с Черным Рыцарем — Ричардом Львиное Сердце.

Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая повествует о рыцаре Айвенго и ле­ди Ровене.
В этой сюжетной линии следует выде­лить рыцарский турнир, захват пленни­ков, осаду замка, встречу Ревекки и леди Ровены.

Какие сцены повествования о рыцаре Бри­ане де Буагильбере и Ревекке можно считать куль­минационными?
Кульминационными можно считать сцены на стене замка, суд над Ревеккой, турнир, на котором Айвенго защищал честь Ревекки.

Как вы себе представляете природу Англии XII века?
В романе изображены густые непрохо­димые леса, в которых скрываются люди Робин Гуда, и бескрайние долины, окру­жающие замки английской знати.

Есть ли в романе эпилог, который завер­шает сюжетные линии?

Последние страницы романа являются эпилогом и повествуют о том, что про­изошло с героями в дальнейшем.

Какие доказательства того, что перед вами исторический роман, вы могли бы представить?

Повествование об Англии XII века осно­вано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англо­саксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ор­дена тамплиеров, феодальной борьбе. Рас­при ведут к тому, что Англии постоян­но грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложа­щаяся на народ.

Особенно резко пишет В. Скотт о нор­маннских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превра­щавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Ти­пичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крес­тоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в по­вествовании и борьба народа против фе­одального произвола во главе с легендар­ным Робин Гудом.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.