Виктор Олегович Пелевин (род. в 1967 г.) — один из самых популярных писателей современности. По словам критика В. Курицина, «Пелевин возвратил русской литературе главное ее достоинство — читателя». Первой публикацией является сказка «Колдун Игнат и люди», напечатанная в журнале «Химия и жизнь» в 1989 г. Несмотря на молодость, в 1993 г. Пелевин получил Малую Букеровскую премию за сборник рассказов «Синий фонарь». Наиболее популярные его произведения: «Омон Ра» (1992), «Жизнь насекомых» (1993), «Чапаев и Пустота» (1999), «Поколение П» (1999). Они все по своему идейному содержанию и художественным средствам изображения относятся исследователями к постмодернистской литературе.
Повесть «Омон Ра» по форме представляет собой антиутопию, а по содержанию пересказ советских мифов о подвигах во имя социалистической идеи. От истинно советского человека требовалось максимум самоотречения, готовность пожертвовать всем ради Родины, партии, коллектива. В соответствии с этим действительно создавались мифы о людях, отдавших жизнь за священные ценности социализма как в военное, так и в мирное время, в различных обстоятельствах — в бою, у станка, в тылу врага и т.д. При прославлении подвига люди, их совершившие, сами становились мифами (Александр Матросов, Алексей Маресьев, Юрий Гагарин и т.д.). Пелевин так определил содержание своей повести: «Эта книга совсем не о космической программе, она о внутреннем космосе советского человека. Поэтому она и посвящена «героям советского космоса» — можно было, наверное, догадаться, что советского космоса за пределами атмосферы нет. С точки зрения внутреннего пространства личности, весь советский проект был космическим, но был ли советский космос достижением — большой вопрос». Автор переосмысливает разнообразные культурные символы советской эпохи: кинотеатр «Космос», пионерлагерь «Ракета», ВДНХ. Книга названа по имени главного героя — Омона Ра. Настоящая фамилия его была Кривомазов, несущая в произведении несколько значений. «Омон — имя не особо частое и, может, не самое лучшее, какое бывает. Меня так назвал отец, который всю жизнь проработал в милиции и хотел, чтобы я тоже стал милиционером». Когда герой был маленьким, с ним зачастую сидела соседская старуха. Она рассказывала истории о богах. « Особенно мне нравился Ра, бог, которому доверились много тысяч лет назад древние египтяне, — нравился, наверное, потому, что у него была соколиная голова, а летчиков, космонавтов и вообще героев по радио часто называли соколами». В процессе развертывания сюжета герой одновременно с читателем переживает крушение иллюзий в отношении советской космонавтики и ее достижений, т.к. «единственным пространством, где летали звездолеты коммунистического будущего, … было сознание советского человека». Но, несмотря на это, в реальности существуют все атрибуты, утверждающие обратное: общественное мнение, средства наглядной агитации и массовой пропаганды. Таким образом, за неумением достигнуть грандиозных целей усиленно и умело создается миф о социалистических подвигах. Происходит переосмысление действительно существующего мифа.
В романе можно выделить два основных идейных пласта. Первый, направлен на развенчивание мифа о советской космонавтике и о самоотверженном подвиге советского человека. Второй, глубинный, уровень посвящен реальным философским проблемам. Одни из них, например, идея буддистского мировосприятия, идея сомнения в существовании реальности, изложены более основательно, другие — о свободе человека, о том, что самое лучшее в жизни видишь как бы краем глаза и т.д. — только затронуты, и решение их остается под большим вопросом. Это является и элементом игры, в которую вводятся атрибуты модных в настоящее время религий, которые в романе тесно сплетаются с современностью. Несоответствие привлекает читателя и плодотворно используется представителями постмодернизма. Подобные идеи очень тесно сопрягаются с этой философией. Для их отражения автор активно использует приемы, характерные для постмодернистской эстетики.
Главный герой является единственным героем в полном смысле слова, остальные персонажи лишь выполняют определенные функции. При этом наблюдается повышенная рефлексия героя, благодаря чему его юношеские и взрослые ощущения образуют неразрывное единство.
Новой, оригинальной чертой является компьютерность, виртуальность пелевинской изобразительной манеры, дающие автору более широкие возможности в процессе творчества.