Вспомните, в каких произведениях, прочитанных вами в 5 классе, героями были дети.
Вы познакомились с героями-ровесниками в отрывке из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого — «Петя Ростов», в повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, в повести-сказке «Аня в Стране чудес» В. В. Набокова, в рассказе «Васюткино озеро» В. П. Астафьева.
Проверьте своих одноклассников. Расскажите эпизод из известного произведения от лица героя-ребенка. В классе должны определить автора и название произведения, а также имя героя.
Мы предлагаем вам познакомиться с ответами ваших ровесников.
«Я летела вниз и вниз. Рядом были стены колодца. Я очень удивилась тому, как легко и быстро лечу. Но мне хотелось скорее оказаться на твердой почве».
«Передо мной было большое озеро. По нему плавали утки. Они почему-то меня совсем не боялись. Я выстрелил, и две из них упали на воду».
Итак, кто рассказчик? В первом отрывке мы встретились с Аней из повести-сказки В. В. Набокова, она летит между стенками волшебного колодца. Во втором — Васютка стоит рядом с озером, которое потом назовут его именем (В. П. Астафьев «Васюткино озеро»).
Чувства и переживания какого из юных героев вам были понятны и даже близки?
Приводим ответы шестиклассников.
«Как-то летом я заблудился в лесу, поэтому мне понятны переживания Васютки. Я тоже не струсил».
«Когда я читал о Пете Ростове, то словно был сам в партизанском отряде и испытал те же чувства, которые переполняли героя».
«Мне очень нравится Аня. Она такая смелая, добрая и любознательная. Я ее понимаю».
Каким, на ваш взгляд, мог быть ваш ровесник, живший в эпоху создания мифов?
Вот как ответил на этот вопрос один ученик.
«Наш ровесник, который жил в эпоху создания мифов, то есть очень давно, когда жизнь человека была короткой, был более взрослым и мир вокруг оценивал по своим наблюдениям и по тем представлениям, которые были у людей, окружающих его. Силы природы, животные и растения представлялись ему одушевленными существами. Он, конечно, верил в героев и события, о которых рассказывали взрослые. Эти истории и были впоследствии названы мифами».
Как вы думаете, можно ли фольклорные произведения разделить на детские и взрослые? Ответ аргументируйте.
Произведения фольклора всегда любили и взрослые и дети. Однако часть этих произведений создана специально для детей. Это сказки, загадки, считалки, скороговорки. Взрослые знакомили с ними детей, да и дети узнавали их друг от друга. Но были произведения, которые знали и любили и взрослые и дети. Это пословицы и поговорки, песни, частушки, анекдоты. И дети и взрослые использовали эти произведения, потому что они помогали им в их трудовой жизни, в развлечениях и, конечно, в игре.
Мы думаем, вы без труда приведете примеры использования фольклорных произведений в различных жизненных ситуациях.
Представьте себя персонажем одного из произведений, прочитанных в прошлом году. Опишите свои действия и взаимоотношения с другими героями.
Некоторые ваши одноклассники представили себя рядом с Васюткой, чтобы тому не было так страшно блуждать в тайге. Другие захотели заставить самого Тома Сойера красить забор.
Одна ученица представила себя снежинкой из стихотворения К. Д. Бальмонта. Вот ее рассказ: «Я веселая, белоснежная, и вокруг меня вьются другие снежинки. Мы все разные, но все же похожи друг на друга. Мы весело танцуем, и в этом танце все такие ловкие и смелые».